Библиотека >> Сумерки идолов.
Скачать 71.22 Кбайт Сумерки идолов.
— Было бы позволительно измыслить себе противоположное
состояние, специфическую антихудожественность инстинкта, — такой вид бытия,
который все разжижал бы, делал бы бедным, чахоточным. И в самом деле,
история богата такими антиартистами, такими заморышами жизни, которые
по необходимости должны питаться вещами, обгладывать их, делать их более
тощими. Таков, например, случай истого христианина, например Паскаля;
христианина, который был бы вместе с тем и художником, встретить нельзя...
Не следует с детской простотою выставлять мне в виде возражения Рафаэля
или каких-нибудь гомеопатических христиан девятнадцатого столетия: Рафаэль
говорил Да, Рафаэль делал Да, следовательно, Рафаэль не был христианином...
10 Что означают введенные мною
в эстетику противопонятия аполлонического и дионисического,
если понимать их как виды опьянения? Аполлоническое опьянение держит прежде
всего в состоянии возбуждения глаз, так что он получает способность к
видениям. Живописец, пластик, эпический поэт — визионеры
par excellence. В дионисическом состоянии, напротив, возбуждена и повышена
вся система аффектов: так что она сразу выгружает все свои средства выражения
и выдвигает одновременно силу изображения, подражания, преображения, превращения,
всякого вида мимику и актерство. Существенным остается легкость метаморфоза,
неспособность не реагировать ( — подобно некоторым истеричным,
которые также по каждому мановению входят во всякую роль). Для
дионисического человека невозможно не понять какого-либо внушения, он
не проглядит ни одного знака аффекта, он обладает наивысшей степенью понимающего
и отгадывающего инстинкта, равно как и наивысшей степенью искусства передачи.
Он входит во всякую шкуру, во всякий аффект: он преображается постоянно.
— Музыка, как мы понимаем ее нынче, есть также общее возбуждение и разряжение
аффектов, однако это лишь остаток гораздо более полного арсенала выражений
аффекта, лишь residuum дионисического гистрионизма. Для возможности музыки,
как обособленного искусства, заставили умолкнуть некоторые чувства, прежде
всего мускульное чувство (по крайней мере относительно: ибо в известной
степени всякий ритм еще говорит нашим мускулам); так что человек уже не
воспроизводит и не изображает тотчас же в лицах все то, что он чувствует.
Тем не менее это — подлинно нормальное дионисическое состояние,
во всяком случае первобытное состояние; музыка есть медленно достигнутая
спецификация его в ущерб близкородственным ему способностям. 11 Актер, мим, танцор, музыкант,
лирик весьма близки по своим инстинктам и представляют собою одно, но
постепенно они специализировались и отделились друг от друга — доходя
даже до противоречия. Лирик дольше всего составлял одно с музыкантом,
актер с танцором. — Зодчий не представляет собою ни дионисического,
ни аполлонического состояния: тут перед нами великий акт воли, воля, сдвигающая
горы, опьянение великой воли, жаждущей искусства. Самые могущественные
люди всегда вдохновляли зодчих; зодчий находился всегда под внушением
власти. В архитектурном произведении должна воплощаться гордость, победа
над тяжестью, воля к власти; архитектура есть нечто вроде красноречия
власти в формах, то убеждающего, даже льстящего, то исключительно повелевающего.
Высшее чувство власти и уверенности выражается в том, что имеет великий
стиль. Власть, которой уже не нужны доказательства; которая пренебрегает
тем, чтобы нравиться; которая с трудом отвечает; которая не чувствует
вокруг себя ни одного свидетеля; которая живет без сознания того, что
существует противоречие ей, которая отдыхает в себе, фаталистичная,
закон из законов: вот что говорит о себе как великий стиль. —
12 Я читал жизнь Томаса Карлейля, этот невольный и не ведающий себя фарс, эту героически-моральную интерпретацию диспептических состояний. — Карлейль, человек сильных слов и поз, ритор по нужде, которого постоянно возбуждает жажда сильной веры, а также чувство неспособности на это ( — в этом он типичный романтик!). Жажда сильной веры не есть доказательство сильной веры, скорее напротив. Если имеешь её, то можешь позволить себе прекрасную роскошь скепсиса: для этого являешься достаточно уверенным, достаточно твёрдым, достаточно связанным. Карлейль заглушает нечто в себе посредством fortissimo своего преклонения перед людьми сильной веры и своей яростью по отношению к людям менее простодушным: ему нужен шум. | ||
|