Библиотека >> Сумерки идолов.
Скачать 71.22 Кбайт Сумерки идолов.
— Я все еще ищу немца, с которым я мог бы быть
серьезным на свой лад, — во сколько же раз больше жажду я найти такого,
с которым я мог бы быть веселым! — Сумерки идолов: ах, кто поймет
нынче, от какой серьезности отдыхает тут отшельник! — Веселость
в нас самое непостижимое...
4 Произведем подсчет: не только ясно, что
немецкая культура понижается, но есть и достаточное основание для этого.
Никто не может в конце концов расходовать больше, чем имеет — это справедливо
относительно отдельных лиц, это справедливо и относительно народов. Если
израсходуешь себя на могущество, на великую политику, на хозяйство, на
международные сношения, парламентаризм, военные интересы, — если отдашь
то количество ума, серьезности, воли, самопреодоления, которое представляешь
собою, в эту сторону, то явится недочет на другой стороне. Культура
и государство — не надо обманываться на этот счет — антагонисты: «культурное
государство» есть только современная идея. Одно живет другим, одно преуспевает
за счет другого. Все великие эпохи культуры суть эпохи политического упадка:
что велико в смысле культуры, то было неполитичным, даже антиполитичным...
У Гёте взошло сердце при появлении Наполеона, — оно зашло у него
во время «войн за свободу»... В то же самое мгновение, как Германия возвышается
в качестве великой державы, получает Франция, как культурная держава,
новое значение. Уже нынче много новой серьезности, много новой страсти
духа перекочевало в Париж; вопрос пессимизма, например вопрос Вагнера,
почти все психологические и художественные вопросы трактуются там несравненно
тоньше и основательнее, чем в Германии, — немцы даже не способны
на серьезность этого рода. — В истории европейской культуры возникновение
«империи» означает прежде всего одно: перенесение центра тяжести.
Уже известно везде: в главном — а им остается культура — немцы не принимаются
более в расчет. Спрашивают: можете ли вы указать хоть на один имеющий
европейское значение ум? каким был ваш Гёте, ваш Гегель, ваш
Генрих Гейне, ваш Шопенгауэр? — Что нет более ни одного немецкого философа,
это вызывает удивления без конца. — 5 Все высшее воспитательное дело в Германии лишилось главного — цели, равно как и средства для достижения цели. Что воспитание, образование само есть цель — а не «империя», — что для этой цели нужны воспитатели — а не учителя гимназий и университетские ученые — об этом забыли... Нужны воспитатели, которые сами воспитаны, превосходящие других, аристократы духа, доказывающие это каждую минуту, доказывающие это и словом и молчанием, зрелые, ставшие сладкими культуры, — а не ученые олухи, каких нынче предлагает юношеству гимназия и университет в качестве «высших нянек». Воспитателей нет, не считая исключений из исключений, нет первого предусловия воспитания — отсюда упадок немецкой культуры. — Одним из этих редчайших исключений является мой достопочтенный друг Якоб Буркхардт в Базеле: ему прежде всего обязан Базель своим превосходством по части гуманности. — То, чего фактически достигают «высшие школы» Германии, есть зверская дрессировка с целью приготовить с возможно меньшей потерей времени множество молодых людей, полезных, могущих быть использованными для государственной службы. «Высшее воспитание» и множество — это заранее противоречит одно другому. Всякое высшее воспитание подобает лишь исключениям: нужно быть привилегированным, чтобы иметь право на такую высокую привилегию. Все великие, все прекрасные вещи никогда не могут быть общим достоянием: pulchrum est paucorum hominum. — Что обусловливает упадок немецкой культуры? Что «высшее воспитание» уже не является преимуществом — демократизм «всеобщего», ставшего пошлым «образования»... Не следует забывать, что воинские льготы положительно вынуждают слишком многих к посещению высших школ, т. е. способствуют их упадку. — Никто уже не волен в нынешней Германии дать своим детям аристократическое воспитание: все наши «высшие» школы рассчитаны на самую двусмысленную посредственность, с их учителями, учебными планами, учебными целями. И всюду царит неприличная торопливость, точно будет что-нибудь упущено, если молодой человек в 23 года еще не «готов», еще не знает, что ответить на «главный вопрос»: какое призвание? — Высшая порода людей, с позволения сказать, не любит «призваний», именно потому, что сознает себя призванной... У нее есть время, она не спешит, она совсем не думает о том, чтобы стать «готовой», — в тридцать лет, в смысле высшей культуры, являешься начинающим, ребенком. | ||
|