Библиотека >> Сумерки идолов.
Скачать 71.22 Кбайт Сумерки идолов.
Постоянная страстная бесчестность
по отношению к себе — это его proprium, этим он делается и остается интересным.
— Конечно, в Англии его чтут именно за его честность... Что ж, это по-английски;
а принимая во внимание, что англичане представляют собою народ совершенного
cant, даже справедливо, а не только понятно. В сущности Карлейль — английский
атеист, ищущий своей чести в том, чтобы не быть им.
13 Эмерсон.
Гораздо более просвещенный, увлекающийся, разносторонний, утонченный,
нежели Карлейль, прежде всего более счастливый... Такой человек, который
инстинктивно питается только амбросией, который оставляет нетронутым неудобоваримое
в вещах. По сравнению с Карлейлем человек вкуса. — Карлейль, очень его
любивший, несмотря на это, сказал про него: «Он дает нам недостаточно
кусать», — что, может быть, сказано справедливо, но не служит упреком
Эмерсону. — Эмерсон обладает той доброй и гениальной веселостью,
которая обескураживает всякую серьезность; он совершенно не знает того,
как он уже стар и как он еще будет молод, — он мог бы сказать о себе словами
Лопе да Вега: «Yo me sucedo a mi mismo». Его ум всегда находит основания
быть довольным и даже благодарным; а иногда он соприкасается с веселой
трансцендентностью того доброго малого, который вернулся с любовного свидания
tamquam re bene gesta. «Ut desint vires, — сказал он с благодарностью,
— tamen est laudanda voluptas». — 14 Анти-Дарвин.
Что касается знаменитой «борьбы за существование», то она кажется
мне, однако, более плодом утверждения, нежели доказательства. Она происходит,
но как исключение; общий вид жизни есть не нужда, не голод, а,
напротив, богатство, изобилие, даже абсурдная расточительность, — где
борются, там борются за власть... Не следует смешивать Мальтуса
с природой. — Но положим, что существует эта борьба — и в самом деле,
она происходит, — в таком случае она, к сожалению, кончается обратно тому,
как желает школа Дарвина, как, быть может, мы смели бы желать
вместе с нею: именно неблагоприятно для сильных, для привилегированных,
для счастливых исключений. Роды не возрастают в совершенстве:
слабые постоянно вновь становятся господами над сильными,—это происходит
оттого, что их великое множество, что они также умнее... Дарвин
забыл про ум ( — это по-английски!), у слабых больше ума... Надо
нуждаться в уме, чтобы приобрести ум, — его теряют, когда он становится
более ненужным. Кто обладает силой, тот отрекается от ума ( — «проваливай
себе! — думают нынче в Германии, — империя должна все-таки у
нас остаться»...). Как видите, я понимаю под умом осторожность, терпение,
хитрость, притворство, великое самообладание и все, что является mimicry
(к последнему относится большая часть так называемой
добродетели). 15 Казуистика психолога.
Вот знаток людей — для чего он собственно изучает их? Он хочет выудить
маленькие преимущества над ними или также большие, — он политик!.. Вот
тоже знаток людей — а вы говорите, что он ничего не хочет извлекать из
этого для себя, что это великий «безличный». Вглядитесь пристальней! Быть
может, он хочет даже еще более недоброго преимущества — чувствовать
себя выше людей, сметь смотреть на них сверху вниз, не смешивать уже более
себя с ними. Этот «безличный» презирает людей; и тот первый является
более гуманной species, что бы ни говорила внешность. Он по крайней мере
становится вровень с ними, становится в ряды их... 16 Психологический такт
немцев кажется мне подвергнутым сомнению целым рядом случаев, представить
перечень которых мне мешает моя скромность. Но в одном случае у меня нет
недостатка в великом поводе обосновать мой тезис: я не могу простить немцам,
что они ошиблись в Канте и его «философии задних дверей», как
я называю ее, — это не был тип интеллектуальной честности. —
Другое, чего я не могу слышать, это пресловутое «и»: немцы говорят «Гёте
и Шиллер», — боюсь, что они говорят «Шиллер и Гёте»... Разве
еще не знают этого Шиллера? — Есть еще худшие «и»; я слышал собственными
ушами, конечно лишь среди университетских профессоров, «Шопенгауэр и
Гартман»... 17 Гениальнейшие люди, предполагая, что они являются и самыми мужественными, переживают также и далеко более мучительные трагедии — но именно в силу того чтут они жизнь, что она выставляет против них своих величайших противников. | ||
|