Библиотека >> Сумерки идолов.
Скачать 71.22 Кбайт Сумерки идолов.
«Внутренний мир» полон призраков
и блуждающих огней: воля есть один из них. Воля уже более ничем не движет,
следовательно, также ничего более не объясняет — она только сопровождает
события, она может также и отсутствовать. Так называемый «мотив» — другое
заблуждение. Просто поверхностный феномен сознания, спутник деяния, который
скорее прикрывает antecedentia деяния, нежели выставляет их. И даже Я!
Оно стало басней, фикцией, игрой слов: оно совершенно перестало мыслить,
чувствовать и хотеть!.. Что отсюда следует? Нет никаких духовных причин!
Вся мнимая эмпирия в пользу этого пошла к черту! Вот что отсюда
следует! — И мы мило злоупотребляли этой «эмпирией», мы создали
на основании ее мир как мир причин, как мир воли, как мир духов. Над этим
работала самая древняя и самая продолжительная психология, она не делала
ничего другого: всякое совершение стало для нее действием, всякое действие
следствием воли, мир стал для нее множеством действующих лиц, действующее
лицо («субъект») подсовывало себя под каждое совершение. Человек выпроецировал
из себя свои три «внутренних факта», то, во что он тверже всего верил,
— волю, дух, Я; он выудил понятие «бытие» впервые из понятия
Я, он понял «вещи», как нечто сущее, по своему подобию, по своему
понятию Я как причины. Что же удивительного, если он позже всегда
лишь находил в вещах то, что вложил в них? — Сама вещь, повторяю,
понятие «вещь», просто рефлекс веры в Я как причину... И даже еще ваш
атом, господа механики и физики, сколько заблуждения, сколько рудиментарной
психологии осталось еще в вашем атоме! — Не говоря уже о «вещи в себе»,
horrendum pudendum метафизиков! Заблуждение о духе как причине смешать
с реальностью! И сделать мерилом реальности! И назвать Богом!
—
4 Заблуждение воображаемой причинности.
Начнём со сновидения: под какое-нибудь определённое ощущение, например
от отдалённого пушечного выстрела, задним числом подсовывается причина
(часто целый маленький роман, в котором именно грезящий является главным
лицом). Между тем ощущение продолжается, как бы в виде резонанса: оно
как бы ждёт, пока инстинкт причины позволит ему выступить на передний
план — теперь уже не в качестве случая, а в качестве «смысла». Пушечный
выстрел выступает на сцену каузальным путём, в кажущемся обратном
течении времени. Более позднее, мотивация, переживается раньше, часто
с сотней подробностей, протекающих с быстротою молнии, выстрел следует...
Что же случилось? Представления, порождённые известным состоянием,
были ложно поняты как его причина. — Фактически мы делаем во время бдения
то же самое. Большая часть наших общих чувств — всякого вида затруднение,
гнёт, напряжение, взрыв в перекрёстной игре органов, в особенности же
состояние nervus sympathicus — возбуждают наш инстинкт причины: мы хотим
иметь основание того, что чувствуем себя так-то и так-то
— чувствуем себя дурно или хороню. Нам никогда не бывает достаточно просто
лишь установить факт, что мы чувствуем себя так-то и так-то: мы допускаем
этот факт — сознаём его — лишь тогда, когда дали ему нечто
вроде мотивировки. — Воспоминание, начинающее действовать в таких случаях
без нашего ведома, приводит прежние состояния подобного рода и сросшиеся
с ними каузальные толкования — не их причинность. Конечно, вера
в то, что представления, что сопровождающие явления сознания были причинами,
также всплывает благодаря воспоминанию. Так возникает привычка
к известному причино-толкованию, которая в действительности затрудняет
исследование причины и даже исключает его. 5 Психологическое объяснение этого. Сведение чего-нибудь незнакомого к чему-нибудь знакомому облегчает, успокаивает, умиротворяет, кроме того, даёт чувство власти. Незнакомое приносит с собою опасность, беспокойство, заботу — первый инстинкт направляется к тому, чтобы устранить тягостное состояние. Первый принцип: какое-нибудь объяснение лучше, чем никакое. Так как дело идет, в сущности, лишь о желании освободиться от угнетающих представлений, то в средствах освободиться от них не бывают очень-то разборчивы: первое представление, которым незнакомое объясняется как знакомое, действует так благотворно, что его «считают истинным». Доказательство от удовольствия («силы») как критерий истины. — Итак, инстинкт причины обусловливается и возбуждается чувством страха. «Почему?» должно, если только возможно, не столько давать причину ради нее самой, сколько скорее нечто вроде причины — успокаивающую, освобождающую, облегчающую причину. | ||
|