Библиотека >> Сумерки идолов.
Скачать 71.22 Кбайт Сумерки идолов.
Сильные эпохи, аристократические культуры
видят в сострадании, в «любви к ближнему», в недостатке самости и чувства
собственного достоинства нечто презренное. — О временах следует судить
по их позитивным силам — и при этом выходит, что то столь расточительное
и роковое время Ренессанса было последним великим временем, а мы,
мы, современники, с нашей боязливой заботливостью о себе и любовью к ближнему,
с нашими добродетелями труда, непритязательности, законности, научности
— накапливающие, расчётливые, машиноподобные — слабое время...
Наши добродетели обусловлены, они вызываются нашей слабостью...
«Равенство», известное фактическое уподобление, только заявляющее о себе
в теории о «равных правах», относится по существу к упадку: пропасть между
человеком и человеком, сословием и сословием, множественность типов, воля
быть самим собой, отодвигаться от других, — то, что я называю пафосом
дистанции, свойственно каждому сильному времени. Сила напряжения,
дальность её действия между крайностями становится нынче всё меньше, —
крайности даже сглаживаются в конце концов, доходя до сходства... Все
наши политические теории и государственные устройства, отнюдь не
исключая «Германской империи», суть следствия, необходимые следствия упадка;
несознаваемое влияние decadence проникло до самых идеалов отдельных наук.
Моим возражением против всей социологии в Англии и во Франции остаётся
то, что она знает из опыта только упадочные формации общества и
вполне невинно принимает собственные упадочные инстинкты за норму
социологической оценки. Нисходящая жизнь, умаление всякой организующей,
т. е. разделяющей, вырывающей пропасти, подчиняющей одно другому силы
возведено в нынешней социологии в идеал... Наши социалисты суть
decadents, но и господин Герберт Спенсер тоже decadent — он видит в победе
альтруизма нечто достойное желания!..
38 Моё понятие свободы. Ценность вещи заключается иногда не в том, чего с помощью её достигают, а в том, что за неё заплатили, — чего она нам стоит. Приведу пример. Либеральные учреждения тотчас же перестают быть либеральными, как только их добились: после этого нет худших и более радикальных врагов свободы, чем либеральные учреждения. Ведь известно, до чего они доводят: они подводят мины под волю к власти, они являются возведённой в мораль нивелировкой гор и долин, они делают маленькими, трусливыми и похотливыми, — они являются каждый раз торжеством стадного животного. Либерализм: по-немецки обращение в стадных животных... Те же самые учреждения, пока за них ещё борются, производят совсем другое действие; тогда они действительно мощно споспешествуют свободе. Говоря точнее, это действие производит война, война за либеральные учреждения, которая в качестве войны позволяет нелиберальным инстинктам продолжать своё существование. И война воспитывает к свободе. Ибо что такое свобода? То, что имеешь волю к собственной ответственности. Что сохраняешь дистанцию, которая нас разделяет. Что становишься равнодушным к тягостям, суровости, лишениям, даже к жизни. Что готов жертвовать за своё дело людьми, не исключая и самого себя. Свобода означает, что мужские, боевые и победные инстинкты господствуют над другими инстинктами, например над инстинктами «счастья». Ставший свободным человек, а в гораздо большей степени ставший свободным ум, топчет ногами тот презренный вид благоденствия, о котором мечтают мелочные лавочники, христиане, коровы, женщины, англичане и другие демократы. Свободный человек — воин. — Чем измеряется свобода, как у индивидов, так и у народов? Сопротивлением, которое должно быть побеждено, трудом, который расходуешь, чтобы оставаться наверху. Высший тип свободных людей следовало бы искать там, где постоянно побеждается высшее сопротивление: в пяти шагах от тирании, у самого порога опасности рабства. Это верно психологически, если понимать здесь под «тираном» непреклонные и страшные инстинкты, требующие по отношению к себе maximum авторитета и дисциплины, — прекраснейший тип этого Юлий Цезарь; это верно также и в политическом отношении, стоит лишь проследить ход истории. Народы, имевшие какую-либо ценность, ставшие ценными, никогда не делались таковыми под влиянием либеральных учреждений: великая опасность делала из них нечто заслуживающее уважения, опасность, которая впервые знакомит нас с нашими средствами помощи, нашими добродетелями, с нашим оружием, с нашим духом, — которая принуждает нас быть сильными... Первый принцип: надо иметь необходимость быть сильным — иначе им не будешь никогда. | ||
|