Библиотека >> Сумерки идолов.
Сумерки идолов.
Ф.НИЦШЕ - СУМЕРКИ ИДОЛОВ
Ф.НицшеСумерки идолов, или как философствуют молотом.Произведение публикуется по изданию: Фридрих Ницше, сочинения в 2-х томах,
том 2, издательство «Мысль», Москва 1990.
| ПРЕДИСЛОВИЕ
| Сохранять веселость в мрачном и чрезмерно ответственном деле не малый фокус; а что же тут нужнее веселости? Ни одна вещь не удается, если в ней не принимает участия задор. Излишек силы только и есть доказательство силы. — Переоценка всех ценностей, этот вопросительный знак, столь черный, столь чудовищный, что он бросает тень на того, кто его ставит, — такая роковая задача вынуждает каждое мгновение выбегать на солнце, стряхивать с себя ставшую тяжелой, слишком тяжелой серьезность. Тут хорошо всякое средство, тут всякий «случай» — счастливый случай. Прежде всего война. Война была всегда великим благоразумием слишком ушедших в себя, ставших слишком глубокими умов; даже полученная рана заключает в себе целебную силу. Изречение, происхождение которого я утаю от ученого любопытства, было издавна моей любимой поговоркой: increscunt animi, virescit volnere virtus. Другое выздоравливание, при случае более желательное для меня, есть выслеживание идолов... В мире больше идолов, чем реальностей: это мой «злой взгляд» на этот мир, это также мое «злое ухо»... Тут задавать вопросы молотом и, быть может, услышать в ответ тот знаменитый глухой тон, который говорит о вспученных внутренностях, — какой это восторг для человека, имеющего за ушами еще уши, — для меня, старого психолога и крысолова, перед которым должно звучать то именно, что хотело бы пребывать в безмолвии... Также и настоящее сочинение — заглавие выдает это — есть прежде всего отдых, солнечное пятно, прыжок в сторону, в праздность психолога. Быть может, также новая война? И будут выслежены новые идолы?.. Это маленькое сочинение есть великое объявление войны; что же касается выслеживания идолов, то на сей раз это не временные, а вечные идолы, к которым я здесь прикасаюсь молотом, как камертоном, — не существует вообще более старых, более уверенных, более надутых идолов... А также более пустых... Это не препятствует тому, что в них больше всего верят; да и говорят, особенно в важнейшем случае, отнюдь не идолы... Фридрих Ницше Турин, 30 сентября 1888, Праздность есть мать всей
психологии. Как? разве психология — порок? 2 И самый мужественный из нас
лишь редко обладает мужеством на то, что он собственно знает... 3 Чтобы жить в одиночестве,
надо быть животным или богом, говорит Аристотель. Не хватает третьего случая:
надо быть и тем и другим — философом. 4 «Всякая истина однозначна».
— Не двузначно ли это ложь? — 5 Я хочу раз навсегда не
знать многого. — Мудрость полагает границы также и познанию. 6 В своем диком естестве отдыхаешь
лучше всего от своей неестественности, от своей духовности... 7 Как? разве человек только промах Бога?
Или Бог только промах человека? — 8 Из военной школы жизни. — Что не
убивает меня, то делает меня сильнее. 9 Помогай себе сам: тогда поможет тебе и
каждый. Принцип любви к ближнему. 10 Не надо проявлять трусости
по отношению к своим поступкам! не надо вслед за тем бежать от них! — Угрызения
совести неприличны. 11 Может ли осел быть
трагичным? — Что гибнешь под тяжестью, которой не можешь ни нести, ни сбросить?..
Случай философа. 12 Если имеешь свое почему?
жизни, то миришься почти со всяким как? — Человек стремится не
к счастью; только англичанин делает это. 13 Мужчина создал женщину — но из чего? Из
ребра её бога — её «идеала»… 14 Что? ты ищешь? ты хотел
бы удесятерить себя, увеличить во сто раз? ты ищешь приверженцев? — Ищи
нулей! — 15 Посмертных людей — меня, например,
— хуже понимают, чем современных, но лучше слушают.
| |