Библиотека >> Сумерки идолов.
Скачать 71.22 Кбайт Сумерки идолов.
.. «Разум» является причиной того,
что мы искажаем свидетельство чувств. Поскольку чувства говорят о становлении,
об исчезновении, о перемене, они не лгут... Но Гераклит останется вечно
правым в том, что бытие есть пустая фикция. «Кажущийся» мир есть единственный:
«истинный мир» только прилган к нему...
3 — И какие тонкие орудия наблюдения имеем
мы в наших чувствах! Этот нос, например, о котором еще ни один философ не
говорил с уважением и благодарностью, является между тем даже самым деликатным
инструментом из находящихся в нашем распоряжении: он может еще констатировать
минимальные разности движения, которых не констатирует даже спектроскоп.
Мы владеем нынче наукой ровно постольку, поскольку мы решились принимать
свидетельство чувств, — поскольку мы научились еще изощрять их, вооружать,
продумывать до конца. Остальное — недоноски и еще-не-наука: имею в виду
метафизику, теологию, психологию, теорию познания. Или формальную
науку, учение о знаках: как логика и та прикладная логика, математика. В
них действительности нет и в помине, даже как проблемы; так же как и вопроса,
какую ценность имеет вообще такая конвенция о знаках, как логика. — 4 Другая идиосинкразия философов
не менее опасна: она состоит в смешивании последнего и первого. Они ставят
в начале как таковом то, что появляется в конце, — жаль! ибо оно
не должно бы появиться вовсе! — «высшие понятия», т. е. самые общие, самые
пустопорожние понятия, последний дым испаряющейся реальности. Это опять-таки
только выражение их манеры поклоняться: высшее не должно произрастать
из низшего, не должно вообще произрастать... Мораль: все, что первого
ранга, должно быть causa sui. Происхождение из чего-нибудь другого считается
возражением, усомнением в ценности. Все высшие ценности суть первого ранга,
все высшие понятия: сущее, безусловное, доброе, истинное, совершенное —
все это не может произойти, следовательно, должно быть causa sui.
Но все это не может быть также неравным одно другому, не может быть в противоречии
с собою... Вот у них и готово их необычное понятие «Бог»... Последнее, самое
разреженное, самое пустое предполагается как первое, как причина сама по
себе, как ens realissimum... Чтобы человечество вынуждено было серьезно
относиться к мозговым страданиям больных пауков-ткачей! — И оно дорого заплатило
за это!.. 5 — Противопоставим же наконец этому, насколько иначе смотрим мы ( — я говорю из учтивости мы...) на проблему заблуждения и кажимости. Некогда считали изменение, смену, становление вообще доказательством кажимости, признаком того, что тут должно быть нечто вводящее нас в заблуждение. Нынче, напротив, мы видим ровно настолько, насколько предрассудок разума принуждает нас применять единство, идентичность, постоянство, субстанцию, причину, вещность, бытие, некоторым образом впутывает нас в заблуждение, приневоливает к заблуждению; как ни уверены мы на основании строгой проверки счета в том, что тут заблуждение. Дело с этим обстоит так же, как с движением солнца: там заблуждение имеет постоянным адвокатом наш глаз, здесь — наш язык. Язык, по его возникновению, относится ко времени рудиментарнейшей формы психологии: мы впадаем в грубый фетишизм, если вводим в наше сознание основные предположения метафизики языка, по-немецки: разума. Оно видит всюду делателя и делание: оно верит в волю как причину вообще; оно верит в «Я», в Я как бытие, в Я как субстанцию и проецирует веру в субстанцию-Я на все вещи — оно создает впервые этим понятие «вещь»... Бытие вмысливается, подсовывается всюду; из концепции «Я» вытекает впервые, как производное, понятие «бытия»... В начале стоит великое роковое заблуждение, что воля есть нечто действующее — что воля есть способность... Нынче мы знаем, что она — только слово... Гораздо позже среди в тысячу раз более просвещенного мира в сознание философов неожиданно проникла уверенность, субъективная достоверность в применении категорий разума: они пришли к заключению, что последние не могут вытекать из эмпирии — ведь вся эмпирия находится в противоречии с ними. Откуда же вытекают они? — И в Индии, как и в Греции, сделали одинаковый промах: «мы должны были уже некогда жить в высшем мире ( — вместо того, чтобы сказать — в гораздо более низшем: что было бы истиной!), мы должны были быть божественными, ибо мы имеем разум»!.. В самом деле, ничто до сих пор не имело более наивной силы убеждения, нежели заблуждение о бытии, как оно сформулировано, например, элеатами: ведь за него говорит каждое слово, каждое изрекаемое нами предложение! — Также и противники элеатов подчинялись обольщению их понятием бытия: в числе других и Демокрит, когда он измыслил свой атом. | ||
|