Библиотека >> Сумерки идолов.
Скачать 71.22 Кбайт Сумерки идолов.
Я читал первые lettres d'un voyageur: как все, что ведет свое происхождение
от Руссо, они фальшивы, деланны, напыщенны, лишены чувства меры. Я не
выношу этого пестрого коврового стиля; так же, как плебейской претензии
на благородные чувства. Самым худшим, конечно, остается женское кокетничанье
мужскими повадками, манерами невоспитанных малых. — Как холодна она должна
была быть при всем этом, эта несносная художница! Она заводила себя, как
часы, — и писала... Холодная, как Гюго, как Бальзак, как все романтики,
когда они сочиняли! И с каким самодовольством, должно быть, возлежала
она при этом, эта плодовитая пишущая корова, которая имела в себе нечто
немецкое в дурном смысле, подобно самому Руссо, ее учителю, и во всяком
случае была возможна только при упадке французского вкуса! — Но Ренан
чтит ее...
7 Мораль для психологов.
Не заниматься разносчичьей психологией! Никогда не наблюдать
для того, чтобы наблюдать! Это вызывает фальшивую оптику, косоглазие,
нечто принужденное и лишенное чувства меры. Переживание как хотение
переживать — это не удается. Не следует, переживая что-нибудь,
озираться на себя, каждый взгляд становится тут «дурным глазом». Прирожденный
психолог инстинктивно остерегается смотреть, чтобы смотреть; то же самое
можно сказать о прирожденном живописце. Он никогда не работает «с натуры»,
— он предоставляет своему инстинкту, своей camera obscura просеивать и
выражать «случай», «природу», «пережитое»... Только общее проникает
в его сознание, только заключение, результат: ему незнакомо это произвольное
абстрагирование от отдельного случая. — Что же выйдет, если станешь поступать
иначе? Например, если наподобие парижских romanciers станешь в больших
и малых размерах заниматься разносчичьей психологией? Они как бы подкарауливают
действительность, они приносят каждый вечер домой целую пригоршню
курьезов... Но стоит только посмотреть, что выходит из этого в конце концов,
— множество пятен, в лучшем случае мозаика, во всяком случае нечто составленное,
беспокойное, кричащее красками. Самого худшего в этом достигают Гонкуры:
они не составят трех предложений, которые просто не оскорбляли бы глаз,
глаз психолога. — Природа с артистической точки зрения вовсе
не модель. Она преувеличивает, она искажает, она оставляет пробелы. Природа
есть случай. Работа «с натуры» кажется мне дурным признаком:
она выдает подчинение, слабость, фатализм, — это падание ниц перед petits
faits недостойно цельного художника. Видеть то, что есть,
— это подобает совсем иному роду людей, людям антиартистическим,
людям факта. Надо знать, кто ты такой... 8 К психологии
художника. Для того, чтобы существовало искусство, для того,
чтобы существовало какое-либо эстетическое творчество и созерцание, необходимо
одно физиологическое предусловие — опьянение. Опьянение должно
сперва усилить возбудимость целой машины: иначе дело не дойдет до искусства.
Все виды опьянения, сколь разнообразны ни были бы их причины, обладают
силой для этого: прежде всего опьянение полового возбуждения, эта древнейшая
и изначальнейшая форма опьянения. Равным образом опьянение, являющееся
следствием всех сильных вожделений, всех сильных аффектов: опьянение празднества,
состязания, бравурной пьесы, победы, всех крайних возбуждений; опьянение
жестокости; опьянение разрушения; опьянение под влиянием известных метеорологических
явлений, например весеннее опьянение; или под влиянием наркотических средств;
наконец, опьянение воли, опьянение перегруженной и вздувшейся воли. —
Существенным в опьянении является чувство возрастания силы и полноты.
Из этого чувства мы отдаем кое-что вещам, мы принуждаем их брать
от нас, мы насилуем их, — это явление называют идеализированием.
Освободимся тут от одного предрассудка: идеализирование не состоит,
как обыкновенно думают, в отвлечении или исключении незначительного, побочного.
Скорее решающим является чудовищное выдвигание главных черт,
так что другие, благодаря этому, исчезают. 9 В этом состоянии обогащаешь все из своего собственного избытка: что видишь, чего хочешь, то видишь вздувшимся, сгущенным, сильным, перегруженным силой. Человек в этом состоянии изменяет вещи до тех пор, пока они не начнут отражать его мощь, — пока они не станут рефлексами его совершенства. Эта потребность превращать в совершенное есть — искусство. Даже все, что не он, несмотря на это, становится для него наслаждением собою; в искусстве человек наслаждается собою, как совершенством. | ||
|