Библиотека >> Сумерки идолов.
Скачать 71.22 Кбайт Сумерки идолов.
.. Катилина — форма предсуществования всякого
Цезаря. —
46 Здесь вид свободный вдаль.
Это может быть величием души, если философ молчит; это может быть любовью,
если он противоречит себе; возможна учтивость познающего, которая лжёт.
Не без тонкости сказано: il est indigne des grands coeurs de repandre
ie trouble qu'ils ressentent: нужно только прибавить к этому, что не бояться
самого постыдного может быть также величием души. Женщина, которая
любит, жертвует своей честью; познающий, который «любит», жертвует, быть
может, своей человечностью; Бог, который любил, стал жидом… 47 Красота не случай.
Также и красота расы или семьи, их изящество и мягкость во всех жестах
вырабатывается: она, подобно гению, есть конечный результат накопленной
работы поколений. Надо, чтобы были принесены большие жертвы хорошему вкусу,
надо, чтобы ради него многое делалось, многое не делалось — семнадцатый
век во Франции достоин удивления и в том и в другом, — надо, чтобы в нем
видели принцип выбора общества, места, одежды, полового удовлетворения;
надо, чтобы красота предпочиталась выгоде, привычке, мнению, косности.
Высшее правило: надо не «распускаться» также и перед самим собою. — Хорошие
вещи чрезмерно дороги: и постоянно имеет силу закон, что тот, кто ими
обладает, является иным человеком, чем тот, кто их приобретает.
Все хорошее есть наследство: что не унаследовано, то несовершенно, то
является началом... В Афинах во времена Цицерона, выражающего свое удивление
по поводу этого факта, мужчины и юноши были гораздо красивее женщин: но
какой работы и напряжения в служении красоте требовал там от себя мужской
пол в течение столетий! — Тут надо именно не промахнуться насчет методики:
голая дисциплина чувств и мыслей почти ноль ( — в этом заключается великое
недоразумение немецкого образования, которое совершенно иллюзорно) — надо
прежде всего убедить тело. Строгое соблюдение значительных и
избранных жестов, обязательство жить лишь с такими людьми, которые не
«распускаются», совершенно достаточно для того, чтобы сделаться самому
значительным и избранным: через два-три поколения все это уже переходит
в духовную область. Для жребия народа и человечества является решающим
обстоятельством, чтобы культура начиналась с надлежащего места
— не с души (что составляло роковое суеверие жрецов и полужрецов):
надлежащее место есть тело, наружность, диета, физиология, остальное
вытекает отсюда... Греки остались поэтому первым культурным событием
истории — они знали, они делали то, что было необходимо; христианство,
презиравшее тело, было до сих пор величайшим несчастьем человечества.
— 48 Прогресс в моем смысле. И я также говорю о «возвращении к природе», хотя это собственно не движение назад, а восхождение — вверх, в горнюю, свободную, даже страшную природу и естественность, в такую, которая играет великими задачами, смеет играть... Если говорить аллегорически: Наполеон был экземпляром «возвращения к природе», как я понимаю его (например, in rebus tacticis, еще более, как знают военные, в стратегии). — Но Руссо — куда собственно хотел он назад? Руссо, этот первый современный человек, идеалист и canaille в одном лице, которому нужно было моральное «достоинство», чтобы выносить собственный вид; больной от разнузданного тщеславия и разнузданного самопрезрения. Также и этот выродок, растянувшийся у порога нового времени, хотел «возвращения к природе» — куда, спрашиваю еще раз, хотел Руссо назад? Я ненавижу Руссо еще и в революции: она есть всемирно-историческое выражение для этой двойственности идеалиста и canaille. Кровавый фарс, которым разыгралась эта революция, ее «имморальность», мало меня трогает: я ненавижу ее моральность в духе Руссо — так называемые «истины» революции, которые все еще не утратили влияния и привлекают к ней все плоское и посредственное. Учение о равенстве!.. Но нет более ядовитого яда: ибо кажется, что его проповедует сама справедливость, тогда как оно конец справедливости... «Равным равное, неравным неравное — это было бы истинной речью справедливости — и, как отсюда следует, никогда не делать равным неравное». — Что это учение о равенстве сопровождалось такими страшными и кровавыми событиями, это придало названной «новой идее» par excellence нечто вроде блеска и ореола, отчего революция и соблазнила, как зрелище, даже благороднейшие умы. | ||
|