Библиотека >> Сумерки идолов.
Скачать 71.22 Кбайт Сумерки идолов.
Мой вкус, являющийся, пожалуй, противоположностью
снисходительного вкуса, и здесь далек от того, чтобы говорить Да всему
вместе: он вообще неохотно говорит Да, охотнее Нет, а охотнее всего не
говорит совершенно ничего... Это относится к целым культурам, это относится
к книгам, — это относится также к местностям и ландшафтам. В сущности,
я прочел в своей жизни очень небольшое число античных книг, не считая
знаменитейших. Мое чувство стиля, чувство эпиграммы как стиля, пробудилось
почти мгновенно при соприкосновении с Саллюстием. Я не забыл изумления
моего уважаемого учителя Корссена, когда он должен был поставить высшую
отметку своему худшему латинисту, — я кончил одним ударом. Сжатый, строгий,
с наибольшим количеством субстанции в основе, с холодной злобой к «прекрасным
словам», а также к «прекрасным чувствам» — по этому я угадал себя. Всюду
вплоть до моего Заратустры у меня опознают очень серьезное притязание
на римский стиль, на «aere perennius» в стиле. — Не иначе было
со мною при первом соприкосновении с Горацием. До сих пор ни один поэт
не приводил меня в такое артистическое восхищение, в какое приводила меня
с самого начала ода Горация. В известных языках нельзя даже желать
того, что здесь достигнуто. Эта мозаика слов, где каждое слово как звук,
как пятно, как понятие, изливает свою силу и вправо, и влево, и на целое,
это minimum объема и числа знаков, это достигаемое таким путем maximum
энергии знаков — все это в римском духе и, если поверят мне, аристократично
par excellence. Вся остальная поэзия является по сравнению с этим чем-то
слишком популярным, — простой болтливостью чувств...
2 Грекам я отнюдь не обязан подобными по силе впечатлениями; и, говорю это прямо, они не могут быть для нас тем, чем являются римляне. Учатся не у греков — их порода слишком чужда нам, она также слишком текуча, чтобы действовать императивно, действовать «классически». Кто учился когда-либо писать у грека! Кто учился этому когда-либо без римлян!.. Пусть мне не возражают Платоном. По отношению к Платону я радикальный скептик и никогда не был в состоянии присоединить свой голос к обычному среди ученых удивлению, возбуждаемому артистом Платоном. В конце концов тут на моей стороне даже утонченнейшие судьи вкуса из древних. Платон, как мне кажется, беспорядочно смешивает все формы стиля, он является поэтому первым decadent стиля: у него на совести лежит нечто вроде того, что у циников, которые изобрели satura Menippea. Чтобы платоновский диалог, этот ужасающе самодовольный и детский вид диалектики, мог действовать возбуждающе, для этого надо быть совершенно незнакомым с хорошими французскими авторами, — с Фонтенелем например. Платон скучен. В конце концов мое недоверие к Платону становится глубже: я нахожу его в такой степени отклонившимся от всех основных инстинктов эллинов, в такой степени пропитанным моралью, в такой степени предформой христианина — у него уже понятие «добрый» является высшим понятием, — что я охотнее применил бы ко всему феномену Платона суровое слово «высшее шарлатанство» или, если это приятнее слышать, идеализм, — чем какое-нибудь другое слово. Дорого пришлось заплатить за то, что этот афинянин поучался у египтян ( — или у евреев в Египте?..). В великом роковом событии, именуемом христианством, Платон является той названной «идеалом» двусмысленностью и приманкой, которая сделала возможным для более благородных натур древности неправильно понять самих себя и вступить на мост, который вел к «кресту»... И сколько Платона еще в понятии «церковь», в строе, системе, практике церкви! — Моим отдыхом, моим пристрастием, моим исцелением от всякого платонизма был всегда Фукидид. Фукидид и, быть может, principe Макиавелли ближе всего родственны мне самому безусловной волей ничем себя не морочить и видеть разумность в реальности — а не в «разуме», еще того менее в «морали»... От жалкого размалевывания греков в идеал, которое «классически образованный» юноша уносит с собою в жизнь, как награду за свою гимназическую дрессуру, ничто не вылечивает так радикально, как Фукидид. Надо выворачивать его строка за строкой и так же отчетливо читать его задние мысли, как его слова: мало найдется мыслителей, столь богатых задними мыслями. В нем получает свое законченное выражение культура софистов, я хотел сказать культура реалистов: это неоцененное движение среди всюду прорывающегося шарлатанства морали и идеала сократических школ. Греческая философия как decadence греческого инстинкта; Фукидид как великий итог, последнее откровение той сильной, строгой, суровой фактичности, которая коренилась в инстинкте более древнего эллина. | ||
|