Библиотека >> Сумерки идолов.
Скачать 71.22 Кбайт Сумерки идолов.
— Те огромные теплицы для сильной,
для сильнейшей породы людей, какая когда-либо доселе существовала, аристократические
государства, подобные Риму и Венеции, понимали свободу как раз в том смысле,
в каком я понимаю это слово: как нечто такое, что имеешь и не имеешь,
чего хочешь, что завоёвываешь...
39 Критика современности.
Наши учреждения не стоят больше ничего — это общее мнение. Но в этом виноваты
не они, а мы. После того как у нас пропали все инстинкты, из которых вырастают
учреждения, для нас пропали вообще учреждения, потому что мы уже негодны
для них. Демократизм был во все времена упадочной формой организующей
силы: уже в «Человеческом, слишком человеческом» я охарактеризовал современную
демократию со всеми её половинчатостями, вроде «Германской империи», как
упадочную форму государства. Чтобы существовали учреждения, должна
существовать известная воля, инстинкт, императив, антилиберальный до злобы:
воля к традиции, к авторитету, к ответственности на столетия вперёд, к
солидарности цепи поколений вперёд и назад in infinitum. Если эта
воля налицо, то основывается нечто подобное imperium Romanum; или подобное
России, единственной державе, которая нынче является прочной, которая
может ждать, которая ещё может нечто обещать, — России, противопонятию
жалкому европейскому партикуляризму и нервозности, вступившим в критический
период с основанием Германской империи... У всего Запада нет более тех
инстинктов, из которых вырастают учреждения, из которых вырастает будущее:
его «современному духу», быть может, ничто не приходится в такой степени
не но нутру. Живут для сегодняшнего дня, живут слишком быстро, — живут
слишком безответственно: именно это называют «свободой». То, что делает
из учреждений учреждения, презирается, ненавидится, отстраняется; воображают
опасность нового рабства там, где хоть только произносится слово «авторитет».
Так далеко идёт decadence инстинкта ценностей у наших политиков, у наших
политических партий: они инстинктивно предпочитают то, что разлагает,
что ускоряет конец... Свидетельством этому служит современный брак.
Из современного брака, очевидно, улетучилась всякая разумность — но это
является возражением не против брака, а против современности. Разумность
брака — она заключалась в юридической, исключительно на муже лежащей ответственности:
это давало браку устойчивость, тогда как нынче он хромает на обе ноги.
Разумность брака — она заключалась в его принципиальной нерасторжимости:
это давало ему такой тон, который, наперекор случайному чувству, страсти
и мгновению, умел сотворять к себе внимание. Она заключалась равным
образом в ответственности семей за выбор супругов. Возрастающей снисходительностью
к бракам по любви устраняется именно основа брака, то, что только
и делает из него учреждение. Учреждение никогда не основывают на
идиосинкразии, брак, как сказано, не основывают на «любви», — его
основывают на половом инстинкте, на инстинкте собственности (жена и ребёнок
как собственность), на инстинкте властвования, который постоянно
организует себе самую маленькую область господства, семью, которому нужны
дети и наследники, чтобы удержать также и физиологически достигнутую меру
власти, влияния, богатства, чтобы подготовить долгие задачи, инстинктивную
солидарность веков. Брак, как учреждение, уже заключает в себе утверждение
величайшей, прочнейшей организационной формы: если само общество не может
поручиться за себя, как целое, до самых отдалённых будущих поколений,
то брак вообще не имеет смысла. — Современный брак потерял свой
смысл, — следовательно, он упраздняется. — 40 Рабочий вопрос. Глупость, в сущности вырождение инстинкта, являющееся нынче причиной всех глупостей, заключается в том, что существует рабочий вопрос. Об известных вещах не спрашивают: первый императив инстинкта. — Я совершенно не понимаю, что хотят сделать с европейским рабочим, после того как из него сделали вопрос. Он чувствует себя слишком хорошо, чтобы не спрашивать все более и более, все с большей нескромностью. В конце концов он имеет на своей стороне великое множество. Совершенно исчезла надежда, что тут слагается в сословие скромная и довольная собою порода человека, тип китайца: а это было бы разумно, это было бы именно необходимо. Что же сделали? — Всё, чтобы уничтожить в зародыше даже предусловие для этого, — инстинкты, в силу которых рабочий возможен как сословие, возможен для самого себя, разрушили до основания самой непростительной бессмыслицей. Рабочего сделали воинственным, ему дали право союзов, политическое право голоса: что же удивительного, если рабочий смотрит нынче на свое существование уже как на бедствие (выражаясь морально, как на несправедливость — )? Но чего хотят? спрашиваю еще раз. | ||
|