Библиотека >> Сумерки идолов.
Скачать 71.22 Кбайт Сумерки идолов.
.. Первый вопрос совести.
38 Настоящий ли ты? или только
актер? Заместитель или само замещенное? — В конце концов ты, может быть,
просто поддельный актер... Второй вопрос совести. 39 Разочарованный говорит.
— Я искал великих людей, а находил всегда лишь обезьян их идеала. 40 Из тех ли ты, кто смотрит
как зритель? или кто участвует? — или кто не обращает внимания, идет стороной?..
Третий вопрос совести. 41 Хочешь ты сопутствовать? или
предшествовать? или идти сам по себе?.. Надо знать, чего хочешь
и хочешь ли. Четвертый вопрос совести. 42 Это были ступени для меня,
я поднялся выше их, — для этого я должен был пройти по ним. Они же думали,
что я хотел сесть на них для отдыха... 43 Что в том, что я остаюсь правым!
Я слишком прав. — А кто нынче смеётся лучше всего, тот будет также смеяться
и последним. 44 Формула моего счастья: Да, Нет, прямая линия, цель… ПРОБЛЕМА СОКРАТА1 О жизни мудрейшие люди всех
времен судили одинаково: она не стоит ничего... Всегда и всюду
из уст их слышали одну и ту же речь — речь, полную сомнения, полную тоски,
полную усталости от жизни, полную сопротивления жизни. Даже Сократ сказал,
умирая: «Жить — это значит быть долго больным: я должен исцелителю Асклепию
петуха». Даже Сократу она надоела. — Что доказывает это? На что
указывает это? — В прежнее время сказали бы ( — о, это говорили,
и довольно громко, и прежде всех наши пессимисты!): «Здесь во всяком случае
что-нибудь должно быть истинным! Consensus sapientium доказывает истину».
— Будем ли мы и нынче так говорить? смеем ли мы это? «Здесь во
всяком случае что-нибудь должно быть больным», — ответим мы:
эти мудрейшие всех времен, надо бы сперва посмотреть на них вблизи! Быть
может, все они были уже нетвердыми на ногах? старыми? шатающимися? decadents?
Не появляется ли, быть может, мудрость на земле, как ворон, которого вдохновляет
малейший запах падали?.. 2 Мне самому эта непочтительность,
что великие мудрецы суть типы упадка, пришла в голову при рассмотрении
того случая, где ей сильнее всего противоборствует ученый и неученый предрассудок:
я опознал Сократа и Платона как симптомы гибели, как орудия греческого разложения,
как псевдогреков, как антигреков («Рождение трагедии», 1872). Упомянутый
выше consensus sapientium — я понимал это все более и более — менее всего
доказывает, что они были правы в том, в чем гармонировали: он доказывает
скорее, что сами они, эти мудрейшие, кое в чем гармонировали физиологически,
чтобы относиться в равной мере отрицательно к жизни, — чтобы быть вынужденными
так относиться к ней. Суждения о ценности жизни, за или против, в конце
концов никогда не могут быть истинными: они имеют ценность лишь как симптомы,
они принимаются в соображение лишь как симптомы, — сами по себе такие суждения
являются глупостями. Надо непременно протянуть к ним свои пальцы и попытаться
ухватить ту изумительную finesse, что ценность жизни не может быть установлена.
Живым — нет, потому что таковой является стороною, даже объектом спора,
а не судьею. Мертвым — нет, по другой причине. — Со стороны философа видеть
проблему в ценности жизни является таким образом даже возражением
против него, вопросительным знаком около его мудрости, неразумием. — Как?
а все эти великие мудрецы — разве они были не только decadents, разве они
даже не были мудрыми? — Но я возвращаюсь к проблеме Сократа. 3 Сократ по своему происхождению принадлежал к низшим слоям народа: Сократ был чернью. Нам известно, мы даже видим это, как безобразен был он. Но безобразие, являющееся само по себе возражением, служит у греков почти опровержением. Был ли Сократ вообще греком? Безобразие является довольно часто выражением скрещенного, заторможенного скрещением развития. В другом случае оно является нисходящим развитием. Антропологи среди криминалистов говорят нам, что типичный преступник безобразен: monstrum in fronte, monstrum in animo. Но преступник есть decadent. Был ли Сократ типичным преступником? — По крайней мере этому не противоречит то знаменитое суждение физиономиста, которое казалось таким обидным друзьям Сократа. Один иностранец, умевший разбираться в лицах, проходя через Афины, сказал в лицо Сократу, что он monstrum, — что он таит в себе все дурные пороки и похоти. | ||
|