Библиотека >> Сумерки идолов.
Скачать 71.22 Кбайт Сумерки идолов.
Я действительно не сомневаюсь в том, что Гёте принципиально исключал нечто
подобное из возможностей греческой души. Следовательно, Гёте не понимал
греков. Ибо лишь в дионисических Мистериях, в психологии дионисического
состояния выражается основной факт эллинского инстинкта — его
«воля к жизни». Что гарантировал себе эллин этими Мистериями?
Вечную жизнь, вечное возвращение жизни; будущее, обетованное
и освященное в прошедшем; торжествующее Да по отношению к жизни наперекор
смерти и изменению; истинную жизнь, как общее продолжение жизни
через соитие, через мистерии половой жизни. Поэтому в половом
символе греки видели достойный уважения символ сам по себе, подлинный
глубокий смысл всего античного благочестия. Все отдельное в акте соития,
беременности, родов возбуждало высшие и полные торжества чувства. В учении
Мистерий освящено страдание: «муки роженицы» освящают страдание
вообще, — всякое становление и рост, все гарантирующее будущность обусловливает
страдание... Чтобы существовала вечная радость созидания, чтобы воля к
жизни вечно подтверждала сама себя, для этого должны также существовать
«муки роженицы»... Все это означает слово «Дионис»: я не знаю высшей символики,
чем эта греческая символика, символика дионисий. В ней придается
религиозный смысл глубочайшему инстинкту жизни, инстинкту будущности жизни,
вечности жизни, — самый путь к жизни, соитие, понимается как священный
путь... Только христианство со своим ressentiment по отношению
к жизни, лежащим в его основе, сделало из половой жизни нечто нечистое:
оно запачкало грязью начало, предусловие нашей жизни...
5 Психология оргиазма, как бьющего через край чувства жизни и силы, в котором даже страдание действует, как возбуждающее средство, дала мне ключ к понятию трагического чувства, неверно понятого как Аристотелем, так и в особенности нашими пессимистами. Трагедия так далека от того, чтобы доказывать что-либо в пользу пессимизма эллинов в смысле Шопенгауэра, что скорее может быть считаема решительным отклонением и противоинстанцией его. Подтверждение жизни даже в самых непостижимых и суровых ее проблемах; воля к жизни, ликующая в жертве своими высшими типами собственной неисчерпаемости, — вот что назвал я дионисическим, вот в чем угадал я мост к психологии трагического поэта. Не для того, чтобы освободиться от ужаса и сострадания, не для того, чтобы очиститься от опасного аффекта бурным его разряжением — так понимал это Аристотель, — а для того, чтобы, наперекор ужасу и состраданию, быть самому вечной радостью становления, — той радостью, которая заключает в себе также и радость уничтожения... Но тут я снова соприкасаюсь с тем пунктом, из которого некогда вышел, — «Рождение трагедии» было моей первой переоценкой всех ценностей: тут я снова возвращаюсь на ту почву, из которой растет мое хотение, моя мочь, — я, последний ученик философа Диониса, — я, учитель вечного возвращения... МОЛОТ ГОВОРИТТак говорил Заратустра (II 460) [II 155–156] «Зачем
так твёрд! — сказал однажды древесный уголь алмазу. — Разве мы не близкие
родственники?» — | ||
|