Библиотека >> Сумерки идолов.
Скачать 71.22 Кбайт Сумерки идолов.
В конце концов это не основание чтить ее более. — Я вижу лишь одного,
кто смотрел на нее, как и должно, с отвращением,
— Гёте...
49 Гёте — явление
не немецкое, а европейское: грандиозная попытка победить восемнадцатый
век возвращением к природе, восхождением к естественности Ренессанса,
нечто вроде самопреодоления со стороны этого века. — Он носил в себе его
сильнейшие инстинкты: чувствительность, идолатрию природы, антиисторическое,
идеалистическое, нереальное, революционное ( — последнее есть лишь известная
форма нереального). Он брал себе в помощь историю, естествознание, древность,
равным образом Спинозу, прежде всего практическую деятельность; он обставил
себя сплошь замкнутыми горизонтами; он не освобождался от жизни, он входил
в нее; он не был робким и брал, сколько возможно, на себя, сверх себя,
в себя. Чего он хотел, так это цельности; он боролся с рознью
разума, чувственности, чувства, воли ( — которую в ужасающей схоластике
проповедовал Кант, антипод Гёте), он дисциплинировал себя в нечто
цельное, он создал себя... Гёте был среди нереально настроенного
века убежденным реалистом: он говорил Да всему, что было ему родственно
в этом, — в его жизни не было более великого события, нежели то ens realissimum,
которое называлось Наполеоном. Гёте создал сильного, высокообразованного,
во всех отношениях физически ловкого, держащего самого себя в узде, уважающего
самого себя человека, который может отважиться разрешить себе всю полноту
и все богатство естественности, который достаточно силен для этой свободы;
человека, обладающего терпимостью, не вследствие слабости, а вследствие
силы, так как даже то, от чего погибла бы средняя натура, он умеет использовать
к своей выгоде; человека, для которого нет более ничего запрещенного,
разве что слабость, все равно, называется она пороком или добродетелью...
Такой ставший свободным дух пребывает с радостным и доверчивым
фатализмом среди Вселенной, веруя, что лишь единичное является
негодным, что в целом все искупается и утверждается, — он не отрицает
более... Но такая вера — высшая из всех возможных: я окрестил ее
по имени Диониса. — 50 Можно бы сказать, что в известном смысле
девятнадцатый век также стремился ко всему тому, к чему стремился
Гёте как личность: к универсальности в понимании, в одобрении, к допусканию-к-себе-чего-угодно,
к смелому реализму, к благоговению перед всем фактическим. Отчего же общим
результатом этого является не какой-нибудь Гёте, а хаос, нигилистические
стенания, незнание-где-вход-где-выход, инстинкт усталости, который in
praxi постоянно побуждает к тому, чтобы вернуться к восемнадцатому
веку ( — например, как романтизм чувства, как альтруизм и гиперсентиментальность,
как феминизм во вкусе, как социализм в политике)? Не есть ли девятнадцатый
век, особенно в своём конце, лишь усиленный, загрубевший восемнадцатый
век, т. е. век decadence? Так что, Гёте был не только для Германии, но
и для всей Европы лишь случайным явлением, прекрасным «напрасно»? — Но
это значит не понимать великих людей, если смотреть на них с жалкой точки
зрения общественной пользы. Что из них не умеют извлечь никакой пользы,
это само, быть может, относится к величию... 51 Гёте — последний немец, к которому я отношусь с уважением: он, по-видимому, чувствовал три вещи, которые чувствую я, — мы сходимся также и насчёт «креста»... Меня часто спрашивают, для чего я, собственно, пишу по-немецки: нигде не читают меня хуже, чем в отечестве. Но кто знает в конце концов, да желаю ли я ещё, чтобы меня читали нынче? — Создавать вещи, на которых время будет напрасно пробовать свои зубы; по форме, по субстанции домогаться маленького бессмертия — я никогда ещё не был достаточно скромен, чтобы желать от себя меньшего. Афоризм, сентенция, в которых я первый из немцев являюсь мастером, суть формы «вечности»; моё честолюбие заключается в том, чтобы сказать в десяти предложениях то, что всякий другой говорит в целой книге, — чего всякий другой не скажет в целой книге... Я дал человечеству самую глубокую книгу, какою оно обладает, моего Заратустру: в непродолжительном времени я дам ему самую независимую. — ЧЕМ Я ОБЯЗАН ДРЕВНИМ1 В заключение несколько слов о том мире, к которому я искал доступы, к которому я, быть может, нашел новый доступ, — об античном мире. | ||
|