Библиотека >> Сумерки идолов.
Скачать 71.22 Кбайт Сумерки идолов.
Тем не менее это заблуждение принадлежит к числу древнейших и позднейших
привычек человечества: оно даже освящено у нас, оно носит название «религии»-«морали».
Каждое положение, формулируемое религией и моралью, содержит его
в себе; жрецы и законодатели нравственности являются виновниками этой
испорченности разума. — Приведу пример. Всякий знает книгу знаменитого
Корнаро, в которой он рекомендует свою скудную диету как рецепт для долгой
и счастливой — а также добродетельной — жизни. Не многие книги находили
столько читателей, как эта; она ещё и теперь печатается в Англии ежегодно
во многих тысячах экземпляров. Не сомневаюсь в том, что едва ли какая-нибудь
книга (разумеется, исключая Библию) причинила столько бедствий, сократила
столько жизней, как это столь благонамеренное curiosum. Основание этого:
смешивание следствия с причиной. Честный итальянец видел в своей диете
причину своей долгой жизни: тогда как предусловие долгой жизни
— чрезвычайная медленность обмена веществ, малая трата была причиной его
скудной диеты. Он не был волен есть мало или много, его умеренность
была не «свободной волей»: он становился больным, когда ел больше.
Но кто не карп, тому не только хорошо, но и нужно есть как следует.
Учёный наших дней, при быстром расходовании своей нервной силы,
погубил бы себя этим regime Корнаро. Crede experto. —
2 Самая общая формула, лежащая в основе
всякой религии и морали, гласит: «делай то-то и то-то, не делай того-то
и того-то — и ты будешь счастлив! В противном случае...» Каждая мораль,
каждая религия есть этот императив — я называю его великим наследственным
грехом разума, бессмертным неразумием. В моих устах эта формула
превращается в обратную ей — первый пример моей «переоценки всех
ценностей»: удачный человек, «счастливец», должен совершать известные
поступки и инстинктивно боится иных поступков, он вносит порядок, который
он физиологически являет собою, в свои отношения к людям и вещам. Формулируя
это: его добродетель есть следствие его счастья... Долгая жизнь,
многочисленное потомство не есть награда за добродетель, скорее сама добродетель
есть то замедление обмена веществ, которое, между прочим, имеет следствием
также долгую жизнь, многочисленное потомство, словом, корнаризм.
— Церковь и мораль говорят: «род, народ гибнет от порока и роскоши». Мой
восстановленный разум говорит: если народ гибнет, физиологически
вырождается, то из этого вытекают порок и роскошь (т. е. потребность
всё в более сильных и частых раздражениях, которая знакома всякой истощённой
натуре). Этот молодой человек рано становится бледным и вялым. Его друзья
говорят: этому причина такая-то и такая-то болезнь. Я говорю: что
он стал больным, что он не мог сопротивляться болезни, было уже
следствие оскудевшей жизни, наследственного истощения. Читатель газет
говорит: эта партия губит себя такой ошибкой. Моя высшая политика
говорит: партия, делающая такую ошибку, находится на краю гибели — она
уже не обладает уверенностью своего инстинкта. Каждая ошибка во всяком
смысле есть следствие вырождения инстинкта, дисгрегации воли: этим почти
определяется дурное. Всё хорошее есть инстинкт — и, следовательно,
легко, необходимо, свободно. Тягостный труд есть возражение, Бог
имеет типичное отличие от героя (на моём языке: лёгкие ноги суть
первый атрибут божественности). 3 Заблуждение ложной причинности. Во все времена полагали, что знают, что такое причина, — но откуда взяли мы это знание, точнее, нашу веру, что мы знаем это? Из области знаменитых «внутренних фактов», из которых ни один до сих пор не выказал своей фактичности. Мы воображали самих себя причинными в акте воли; мы полагали по меньшей мере, что поймали тут причинность с поличным. Равным образом не сомневались в том, что все antecedentia поступка, его причины, надо искать в сознании и что они найдутся там, если их поискать — в качестве «мотивов»: иначе ведь мы не были бы свободны совершить поступок, не были бы ответственны за него. Наконец, кто станет оспаривать, что мысль причиняется? что Я производит мысль?.. Из этих трех «внутренних фактов», которые, по-видимому, служили ручательством за причинность, первым и самым убедительным является факт воли как причины; концепция сознания («духа») как причины, а еще позже концепция Я («субъекта») как причины родились лишь впоследствии, после того как относительно воли причинность была установлена как данная, как эмпирия... Между тем мы лучше обдумали этот вопрос. Мы не верим нынче ни одному слову из всего этого. | ||
|