Библиотека >> Сумерки идолов.
Скачать 71.22 Кбайт Сумерки идолов.
.? Направлен
ли самый низший инстинкт его на искусство или же на смысл искусства, жизнь?
на известную желательность жизни? — Искусство есть великий стимул
к жизни — как можно считать его бесцельным, l'art pour l'art? — Остается
один вопрос: ведь искусство изображает также много безобразного, сурового,
проблематичного в жизни, — не стремится ли оно этим отбить охоту к жизни?
— И в самом деле, были философы, придававшие ему такой смысл: Шопенгауэр
учил, что «освобождение от воли» есть общая цель искусства, он видел великую
пользу трагедии в том, что она «склоняет к резиньяции». — Но это, я уже
говорил об этом, есть оптика пессимиста и «дурной глаз»: надо апеллировать
к самим художникам. Что сообщает о себе трагический художник?
Не показывает ли он именно состояние бесстрашия перед страшным и загадочным?
— Само это состояние является высшей желательностью; кто знает его, тот
чтит его высшими почестями. Он сообщает о нем, он должен о нем
сообщать, предполагая, что он художник, гений сообщения. Мужество и свобода
чувства перед мощным врагом, перед бедствием высшего порядка, перед проблемой,
возбуждающей ужас, — вот то победное состояние, которое выбирает
трагический художник, которое он прославляет. Перед трагедией воинственное
в нашей душе празднует свои сатурналии; кто привык к страданию, кто ищет
страдания, героический человек, платит трагедией за свое существование,
— ему одному дает трагический поэт отведать напитка этой сладчайшей жестокости.
—
25 Быть невзыскательным к людям,
держать открытым свое сердце — это либерально, но и только либерально.
Сердца, способные на аристократическое гостеприимство, узнаются
по многим завешенным окнам и закрытым ставням: свои лучшие помещения они
держат пустыми. Почему же? — Потому что они ждут гостей, к которым не
бывают «невзыскательны»... 26 Мы уже не достаточно ценим
себя, если рассказываем о себе. Наши подлинные переживания совершенно
не болтливы. Они не могли бы рассказать о себе, если бы хотели. Это происходит
оттого, что они лишены слова. Для чего у нас есть слова, с тем мы уже
и покончили. Во всяком говорении есть гран презрения. Речь, по-видимому,
изобретена для среднего, посредственного, сообщаемого. Ею уже вульгаризируется
говорящий. — Из морали для глухонемых и других философов. 27 «Это изображение чарующе
прекрасно!»... Литературная женщина, неудовлетворенная, возбужденная,
бесплодная сердцем и чревом, постоянно прислушивающаяся с мучительным
любопытством к императиву, шепчущему из глубин ее организации «aut liberi
aut libri»: литературная женщина, достаточно образованная, чтобы понимать
голос природы, даже когда она говорит по-латыни, а с другой стороны, тщеславная
и в достаточной степени гусыня, чтобы втайне все еще говорить с собою
по-французски: «je me verrai, je me lirai, je m'extasierai et je dirai:
Possible, que j'aie eu tant d'esprit?»... 28 «Безличные» начинают говорить.
— «Ничто не удается нам так легко, как быть мудрыми, терпеливыми, обладающими
превосходством. Мы пропитались насквозь маслом снисхождения и сочувствия,
мы абсурдно справедливы, мы прощаем все. Именно поэтому нам следовало
бы держать себя несколько строже; именно поэтому нам следовало бы время
от времени выращивать себе маленький аффект, маленький порочный
аффект. Пусть это нам и трудно; и между собою мы, быть может, смеемся
над видом, который мы при этом представляем. Но что же делать! У нас не
осталось никакого другого способа самопреодоления — это наш аскетизм,
наше покаяние»... Сделаться личным — добродетель «безличного»... 29 Из докторской
диссертации. «Какова задача всякой высшей школы?» — Сделать
из человека машину. — «Что служит средством для этого?» — Он должен научиться
скучать. — «Как достигается это?» — С помощью понятия долга. — «Кто является
для него образцом в этом отношении?» — Филолог: он учит зубрить.
— «Кто является совершенным человеком?» — Государственный чиновник. —
«Какая философия дает высшую формулу для государственного чиновника?»
— Философия Канта: государственный чиновник как вещь в себе, поставленный
судьею над государственным чиновником как явлением. — 30 Право на глупость. Усталый и медленно дышащий раб | ||
|