Библиотека >> Искусство понимать себя и окружающих
Скачать 323.21 Кбайт Искусство понимать себя и окружающих
Могла намеренно оскорбить и унизить ребенка, это я понимала уже тогда. Когда она хотела сорвать зло на мне, а я не считала себя виноватой, я четко понимала, что происходит. Это мне помогало пережить ситуацию и не сделаться жертвой ее жестокости, как это было с большинством других детей».
Она также рассказывала и о своей школьной жизни: «У нас была учительница, которую все не любили и высмеивали, но я то хорошо видела, что это — несчастное, издерганное и затюканное существо, и что ее следует пожалеть». При необходимости ИЛЭ прекрасно оценивает возможности не только предметов в объективном мире, но и сущность человека. Но обратите внимание, что это отнюдь не противоречит ранимости этической функции ИЛЭ. Одно дело — увидеть и почувствовать сущность человека (ЧИ), а другое — уметь уловить сиюминутное настроение, проявить участие (ЧЭ), или, наоборот, понять неуместность навязчивой заботы, которая почему-то другому может показаться обременительной (БЭ). В этих тонкостях ИЛЭ действительно не очень разбирается. Часто он действует, рассчитывая на везение. Любимое его выражение в любой неудавшейся ситуации: «Не повезло!» Деньги для него — вода. Есть — значит, есть, а нет — значит, «не повезло». Если они есть, он носит с собой крупные суммы — надеется сделать большую покупку, иначе деньги разойдутся по мелочам. Копить деньги впрок не может, ему проще занять. Но тут он реалистичен и всегда оценивает, сможет ли он отдать деньги, какую сумму и в какой срок. С легкостью сам дает в долг, отказывает лишь в том случае, если у него нет ни копейки. Органически не способен постоянно поддерживать порядок у себя дома. Беспорядка, похоже, он просто не замечает. Чтобы найти что-нибудь в своем шкафу, ему проще все выкинуть оттуда, потом методично разгрести эту кучу, закидывая все обратно по одной вещи в том же беспорядке, чем аккуратно разложить все по полочкам... Весь этот отрывок, конечно же, посвящен слабости сенсорной функции ИЛЭ. С. преподавала музыку. Все ее ученики были неизменно «замечательными», «удивительными», «талантливыми», все были способны научиться играть, как Рихтер, как Гилельс, любого она могла вдохновить, поддержать, вселить уверенность в своих силах. Будучи человеком высокой культуры, она старалась привить элементы культуры и нам. Помню, как я, сделав какую-то оплошность, сказала: «Извиняюсь», — и на всю жизнь запомнила ее слова: «В русском языке слово "извиняюсь" означает "извиняю себя". Надо говорить "извините, пожалуйста!"» Удивительно она учила: сама разработала естественное положение руки на клавиатуре рояля, отбросив все каноны. «Ты должна играть не по клавише, а клавишей по струне; клавишу надо брать так же, как берешь книгу со стола». Однажды она привела меня в консерваторию показать тамошнему профессору. Я чувствовала себя лишь «материалом для демонстрации» и бодро отбарабанила «Музыкальный момент» Рахманинова — произведение довольно сложное технически. После прослушивания профессор спросил: «А повторить еще раз можешь?» — «Пожалуйста», — и сыграла еще раз. «Неужели у тебя не устали руки и ты могла бы сыграть еще?» — «Хоть десять раз», — ответила я бодро, и это было правдой. «Удивительно, — прокомментировал мою игру профессор, — не все студенты четвертого курса консерватории так легко справляются с этим произведением. Но слушать я это могу, только закрыв глаза. На такие руки нет сил смотреть». Сам он играл так, как будто у него в ладонях было зажато по теннисному мячу, как это требовалось по тогдашним правилам. Брак ее оказался неудачным, она рано развелась, оставив дочь в семье мужа, поскольку в те времена жила в нищенских условиях в одной комнате с тяжелобольной матерью. Позднее она пыталась как-то устроить свою личную жизнь, но это ей так и не удалось. Каждым новым знакомым мужчиной она торопилась очароваться, начинала вдохновенно рассказывать о его великих достоинствах, о том, как он несчастен и как ей хочется ему помочь. Однако заканчивалось это всегда одинаково: вскоре она уже сообщала, что это «не то», некоторое время ходила подавленная, разрывала связь, а потом все начиналось сначала уже с новым претендентом. В последние годы жизни она жила в маленькой однокомнатной квартире, где в 15-метровой комнате посередине стоял рояль, у стены тахта и вдоль стен — шкафы с одеждой и книгами. Книги, ноты и пластинки лежали на рояле, под роялем, на подоконниках. И еще в ее доме всегда было много цветов — приносили благодарные ученики, многих из которых она буквально спасла от профессиональной болезни рук («переигрывания»). Она почти физически не могла дожидаться автобуса или трамвая, чтобы каждый день добираться от училища, где она много лет преподавала, домой. Увидев такси, останавливала его, хотя до ее дома расстояние было значительным, и в итоге львиная доля ее скромного преподавательского заработка уходила на эти поездки. В какой бы области ни трудился ИЛЭ — будь то создание теории относительности или игра на рояле, — он, отбросив принятые каноны, создает свои системы. В приведенном выше рассказе преподавательница музыка сама разработала такую технику игры, что исполнение сложного произведения ученицей удивляет профессора консерватории, правда, для этого ему приходится «закрыть глаза», настолько это не укладывается в понимание традиционной школы. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
| ||
|