Библиотека >> Эссе об имени

Скачать 124.68 Кбайт
Эссе об имени

Нравственно ли и ответственно ли,
впрочем, было бы действовать по законам морали именно (подчеркнем еще раз) в
силу обладания чувством долга и ответственности? Несомненно, нет: это было бы
слишком просто, естественно, запрограммированно самой природой; не очень
нравственно быть нравственным по той причине, что обладаешь нравственным
сознанием (пониманием нравственности), осознаешь величие закона и т. д. [Хорошо
известна проблема "уважения" нравственного закона, самого по себе являющегося
"причиной" для уважения в кантовском понимании, интерес к коей полностью основан
на парадоксе, который она запечатлевает в глубине морали, неспособной отразить
само вхождение в аффект (Gefuhl)
34 Ж. Деррида
или в чувствительность, отразить то, что не должно быть там вписано или же
должно лишь предписывать принесение в жертву всего того, что подчинялось бы
только этой чувствительной склонности; известно, что жертва и жертвенное
приношение находятся в центре кантианской морали и определяются как Opferung,
Aufopferung, как, например, в "Критике практического разума" (Кн. 1. Гл. 3.).
Приносимое в жертву здесь всегда из разряда чувственных побудителей, из разряда
скрытых "патологических" стремлений, которые, как говорит Кант, необходимо
"унизить" перед лицом нравственного закона; это понятие жертвенного приношения,
следовательно, приношения в общем смысле, предполагает наличие всего механизма
"критических" различений кантианства: чувственный/рассудочный,
бесстрастность/спонтанность, intuitus derivativus/ intuitus originarius и т. д.;
то же самое относится к понятию страсти; то, что здесь ищется, это страсть,
которая, по-моему, является не "патологическим" понятием, в кантовском
понимании].
Все это, таким образом, остается открытым, отсроченным, нерешенным, спорным даже
за пределами данного вопроса и, если употребить другую формулировку, абсолютно
апоритичным. Что такое этичность этики? Нравственность нравственности? Что такое
ответственность? Что такое "что это?" в таком случае? и т. д. Эти вопросы всегда
безотлагательны и требуют немедленного ответа. В какой-то степени они должны
оставаться безотлагательными и без ответа; во всяком случае без общего и точного
ответа, без какого-либо иного ответа, чем тот, который странным образом связан
всякий раз с фактом принятия решения вне правил и воли, неразрешимым при новом
доказательстве. Не спешите утверждать, что эти вопросы или эти суждения уже
навеяны той озабоченностью, которую с

35 страсти
полным правом можно назвать этической, нравственной, ответственной и т. д.
Несомненно, говорить подобным образом ("Не спешите утверждать, что... и т. д.")
означает вооружать активных защитников антидеконструкции; впрочем, если все
взвесить, не будет ли это предпочтительнее, чем создание всеобщей эйфории или,
что еще пагубнее, чем формирование сообщества деконструктивистов, убеждающих и
убежденных, примирившихся со всем миром в этической уверенности, с чистой
совестью, удовлетворением от оказанной услуги и чувством исполненного долга
(или, выражаясь более героически, с ощущением величия стоящей перед ними
задачи)?
Итак, мы имеем дело с не-ответом. Очевидно, всегда можно сказать, и это будет
справедливо, что не-ответ также является ответом. Всегда существует и всегда
должно было бы существовать право не отвечать, и эта свобода является частью
самой ответственности, а именно свободы, которую всегда принято связывать с
ответственностью. Необходимо обладать свободой не отвечать на призыв и на
приглашение - об этом полезно напоминать и постоянно возвращаться к сущности
этой свободы. Те, кто думают, что ответственность или чувство ответсгвенности -
хорошее дело, главная добродетель, само Добро, одновременно убеждены в том, что
всегда надлежит отвечать (за себя, другому, перед другим или перед законом) и
что не-ответ к тому же всегда является формой, определяемой в открытом
пространстве неизбежной ответственностью. Следовательно, нет ничего другого, что
можно было бы еще сказать о не-ответе? О нем, по поводу него, если не в его
пользу?
Чтобы скорее убедить вас, приведем пример вне зависимости oт того, насколько он
оправдан. Какой пример? Вот этот. Несомненно, говоря "вот этот", я уже говорю
больше и нечто другое, я говорю нечто,
36 Ж. Деррида
что выходит за рамки tode ti, данности этого образца. Сам образец в качестве
такового выходит за рамки своей единичности в той же степени, что и своей
идентичности. Вот почему образца нет, хотя и существует лишь это, безусловно, я
слишком часто на этом настаивал, приводя различные примеры. Образцовость
образца, несомненно, никогда не является образцовостью примера. У нас никогда не
будет уверенности в

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64