Библиотека >> Эссе об имени

Скачать 124.68 Кбайт
Эссе об имени

) Сдаться и сдать оружие без поражения, не имея ни воспоминания,
ни намерения войны: сделать так, чтобы этот отказ не стал еще одной хитростью в
соблазне или дополнительной уловкой ревности. Здесь снова все может оставаться в
нетронутом виде: и любовь, любовь без ревности, которая оставляет место другому,
после перехода через via negativa. Последняя, если только я не интерпретирую ее
слишком свободно, не состоит только в движении или моменте самоотречения, аскезы
или временном лишении. Самоотречение должно оставаться в ходу (и, следовательно,
- отказаться от хода),
120 Ж. Деррида

чтобы другой (возлюбленный) оставался другим. Другой - это Бог или кто угодно, а
точнее - какая-то сингулярность, с тех пор как любой другой есть любой другой.
Поскольку самое трудное и даже невозможное кроется тут: тут, где другой теряет
свое имя или может сменить его, чтобы стать каким угодно другим. Страдающая и
безучастная, невозмутимость (Gelassenheit) проявляется в нас, она воздействует
на это безразличие через кого-то другого. Она играет там и играет этим, не
играя. Между прочим, это объясняет если не некоторый квиетизм*, то, по крайней
мере, роль, которую Gelassenheit играет у Силезиуса, и прежде всего роль игры
самой по себе, страсть игры, не упускающей случая сыграть в идее божественного
творения:
GOtt spielt mit dem Geschopffe.
Diss alles ist ein Spiel, dass Ihr die GOttheit macht:
Sie hat die Creatur umb Ihret wilin erdacht.
Бог играет с сотворением.
Все это игра, которой отдается божество:
Оно придумало творение для Своего удовольствия."
(II, 198)
- Негативная теология может, таким образом, быть представлена как одна из самых
радостных форм творения, участвующего в божественной игре, поскольку "Я"
"словно" "Бог" - вспомните. Остается вопрос о том, кто дает место этой игре,
вопрос о месте, открытом для этой игры между Богом и его творением, другими
словами, - для бывшей аппроприации. В максиме "GOtt ausser Creatur" наречие,
указывающее место
___________________
* Квиетизм (от лат. quietus - спокойный, безмятежный) - мистическая доктрина
Молиноса (XVII век); религиозное учение, доводящее идеал пассивного подчинения
воле бога до требования быть безразличным к собственному спасению. В переносном
смысле - созерцательность, бездейственность. - Прим. перев.
121 кроме имени
(wo), вбирает в себя всю загадку. Отправляйся туда, куда ты не можешь
отправляться, к невозможному, что в конечном счете оказывается единственным
способом идти или приходить. Отправиться туда, куда возможно, - значит не
отправиться, а уже быть там и оставаться парализованным в не-решимости
не-события: "Geh wo du nicht kanst: sih, wo du sihest nicht: Hor wo nichts
schallt und klingt, so bistu wo GOtt spricht". Это наречие места (wo) указывает
на место божьего слова, на Бога как глагол, и "Der Ort ist dass Wort" (I, 205)
также утверждает место как слово Бога.
- Сотворено ли это место Богом? Участвует ли оно в игре? Или же оно есть сам
Бог? Или это то, что предшествует и Богу, и Его игре? Иначе говоря, остается
узнать, открыто ли это невоспринимаемое (невидимое и неслышимое) место Богом,
именем Бога (что, может быть, нечто другое) или же оно "старше" времени
творения, времени вообще, истории, рассказа, слова и т. д. Остается узнать (по
ту сторону знания), открыто ли это место зову (ответу, событию, призывающему к
ответу, откровению, истории) или оно остается безучастно чуждым - как хора -
всему тому, что занимает место, перемещается и играет в ней. Назовем это
доказательством хоры...
- Есть ли у нас выбор? Почему нужно выбирать между двумя? Разве это можно?
Верно, что эти два "места", эти два опыта места, эти два пути безусловно
являются совершенно гетерогенными. Одно исключает другое, одно превосходит
другое, одно обходится без другого, одно совершенно без другого. Но есть то, что
сводит одно к другому - это такой cтpaнный предлог "без", это странное
без-вместе или вместе-без (without). Логика этого соединения или разъединения
(конъюнкции-дизъюнкции) одновременно позволяет и запрещает некоего рода
образцовость. Каждая вещь, каждое сущее, Вы, я,
122 Ж. Деррида
другой, каждый X, каждое имя и каждое имя Бога может стать образцом другого
заменяемого X. Процесс абсолютной формализации. Любой другой есть любой другой.
Имя Бога в одном языке, фразе, молитве становится образцом имени или имен Бога,
а потом имен вообще. Нужно выбрать лучший из образцов (это непременно абсолютное
благо, agathon, которое находит свое существование: epekeina tes ousias), но он
- лучший в качестве образца: как то, что он есть и не есть, как то, чем он
является и представляет, замещает, делает образцом. И это "нужно" (лучшее) также
является образцом для всех "нужно": имеющихся и возможных.
- "Нужно" означает не только "необходимо", но этимологически, во французском
языке, еще и "не достает", "не хватает".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64