Библиотека >> Эссе об имени

Скачать 124.68 Кбайт
Эссе об имени

При рассмотрении семантики словa problema речь также пойдет о
пред-сюжете (ob-sujet), выступающем подобно пирсу в море или оконечности мыса5,
подобно доспехам или защитной одежде. В некоторых контекстах problema означает
также просьбу о прощении, выставленную вперед для того чтобы скрыться или
оправдаться, но еще и другое, что могло бы нас заинтересовать в большей степени:
в силу метoнимии problema способна в конечном счете вывести на того, кто, как
говорят французы, служит прикрытием (couverture), принимая на себя
ответственность за другого или выдавая себя за другого, говоря от имени другого,
того, кого ставят впереди себя или за которым прячутся. Вспомним о страстях
Филоктета, об Улиссе, косвенном (уклонившемся) участнике, и о третьем (terstis)
(постороннем лице), одновременно невинном свидетеле (testis), участнике (об
актере - acteur- как действующем лице, но еще и об актере как лицедее),
________________________
*От греч. "проблема" - 1) все брошенное вперед, поставленное впереди; 2)
предложенное, проблема; 3) выдающая часть, выступ, мыс. Деррида в своем анализе
обращается ко всем этим трем значениям слова "проблема". - Прим. перев.
**Здесь Деррида прибегает к неологизму: слово, составленное из двух слов, дает
как минимум четыре значения. Так, с одной стороны, это может означать "objet +
sujet" - объект + субъект, а с другой -"предмет + сюжет", что в данном случае
дает "нечто предложенное", "расположенное перед субъектом-сюжетом" и даже
"являющееся дополнением к субъекту". - Прим. перев.
26 Ж. Деррида
которого заставляют играть определенную роль, об орудии и о делегированном лице,
действующем как представитель, а именно о проблематичном ребенке Неоптолеме6. С
этой точки зрения ответственность может в еще большей степени стать
проблематичной в некоторых случаях, а возможно, даже всегда. Ответственность,
которую берут не на себя, не на свое собственное имя и перед другим (наиболее
классическое философское определение понятия ответственности), но та, которую
приходится брать за другого, вместо другого, от имени другого или от своего
имени в качестве другого, перед другим другим, и другим другого, что и
составляет неоспоримую сущность этики. Мы только что употребили выражение "в еще
большей степени", но должны пойти еще дальше: в той степени, в какой
ответственность не только не умаляется, но, напротив, возникает в дополнительной
самой по себе структуре. Ответственность всегда осуществляется от моего имени,
но как бы от имени другого, и это никак не затрагивает ее индивидуальный
характер. Эта ответственность предстает, колеблясь в двойственности и крайней
неуверенности этого "как бы".
Если бы опыт ответственности не сводился к опыту обязанности или долга; если бы
глагол "отвечать", в смысле нести ответственность, не появлялся более в
концепте, где нужно "знать, будет ли...."; если бы все это бросало вызов
пространству проблемы в целом и оказывалось снова не только по эту сторону
пропозиционной формы ответа, но и по эту сторону вопросительной формы мысли или
речи, тогда мы более не могли бы, мы ни в коем случае не должны были бы
рассматривать прямолинейно, прямо в лоб, прожективно, даже готически или
тематически то, что уже или еще не является проблематичным или находящимся под
вопросом и, следовательно, критичным (как, напри-
27 страсти
мер, судейские решения). И эти слова: "не делать этого", "ни в коем случае не
должно", которые, казалось бы, уводят от проблемы, замысла, вопроса, темы,
тезиса, критики, ни в коей мере не являлись бы ошибочным, случайным пробелом в
строгой и убедительной логике рассуждений, а чем-то совершенно противоположным
(впрочем, при условии, что настоятельная необходимость строгости рассуждений,
stricto sensu, самой жесткой строгости, не может вызывать никаких вопросов7).
Если бы нарушение юридической нормы или прочтения текста имело место, то скорее
всего оно произошло бы там, где возникло желание заставить такие
"не-делать-этого", "ни-в-коем-случае-не-должно" предстать перед неким
философским или нравственным судом, то есть перед некой инстанцией, являющейся
одновременно критической и юридической. Требовать большей прямолинейности,
большей проблемности или большей тематичности, предполагать, что у нас есть
единица измерения кажется одновременно верхом насилия и верхом наивности. Как
сделать выбор между экономичностью и сдержанностью недосказанности, за счет
которых создается текст, и а-тематичностью, недостаточным тематическим
объяснением, в котором считается возможным обвинять философа?

II


Вместо того, чтобы приступить к рассмотрению какого-либо вопроса или проблемы
непосредственно, прямо в лоб, что, конечно, было бы невозможным, неуместным или
незаконным, не должны ли мы действовать косвенным образом? Со мной это нередко
случалось (я доходил до того, что призывал к "косвенности" (obliquite) под ее
настоящим именем8 и признавался в этом).

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64