Библиотека >> Эссе об имени

Скачать 124.68 Кбайт
Эссе об имени


Если, например, я отвечу на сделанное мне предложение дать ответ на
представленные здесь тексты, которое оказывают мне честь или свидетельствует о
дружеской расположенности, поскольку в них проявляется определенный интерес к
некоторым моим прошлым публикациям, не явится ли это умножением ошибок и,
следовательно, примером безответственного поведения и принятия на себя ложной
ответственности? В чем, собственно, ошибки?
1. Прежде всего в том, что тем самым я оправдал бы определенную ситуацию,
согласился бы с ней и повел бы себя так, как будто я чувствую себя вполне уютно
в таком странном положении, как будто я нахожу по существу нормальным и
естественным здесь высказываться, как если бы мы сидели за столом, в компании
двенадцати человек, которые говорят в итоге обо "мне" или обращаются "ко мне".
"Ко мне", который одновременно является двенадцатым, так как входит в эту
группу, одним среди прочих, но также - раздвоенный или удвоенный - тринадцатым,
в силу того,
37 страсти
что я не типичный пример этого ряда двенадцати. Какой бы я имел вид, претендуя
на то, чтобы отвечать всем этим мужчинам и этой женщине одновременно;
претендуя на то, чтобы начать с ответа, не принимая во внимание таким образом в
высшей степени искусную и своеобразную, такую великодушную и одновременно
настолько мало снисходительную, такую предопределенную стратегию, присущую
каждому из этих одиннадцати или двенадцати выступлений? Высказываясь последним,
одновременно в качестве заключения и введения, в двенадцатую или тринадцатую
очередь, не возьму ли я на себя безрассудный риск и не поставлю ли себя в
ужасное положение, выражающееся в отношении ко всем этим ученым как к ученикам,
или даже как к апостолам, часть которых были бы моими любимцами, а другие
сильными, злобными предателями? Кто был бы в этом случае Иудой? Что должен
делать тот, кто не хочет быть и знает о себе, что не является ни апостолом
(apostolos, посланником Господа), ни Иисусом, ни Иудой (но как можно быть в этом
уверенным и как избавиться от этих стереотипов?) Сосчитав собравшихся участников
и увидев, что их как раз двенадцать (а кого еще можно было ожидать?), и заметив
затем в письме Дэвида Вуда слова "oblique offering" (косвенное приношение) и
"passion" (страсть), я с опозданием стал подозревать, что Дэвид Вуд является,
возможно, дьявольским режиссером некоей мистерии и что на самом деле косвенное
приношение ("oblique offering"), которое принадлежит ему в той же степени, что и
мне, имеет иронически, саркастически эвхаристический привкус (ни один
вегетарианец - среди приглашенных я знаю по меньшей мере двоих - никогда не
сможет отказаться от возвышающего мистического каннибализма): слова "сие есть
Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в мое воспоми -
38 Ж. Деррида
нание" - не означает ли это дар, в наибольшей степени косвенный? Не это ли я
комментировал в течение целого года в "Glas" или во время недавних семинаров на
тему "съесть другого" и "риторика каннибализма"? Еще один повод не отвечать. Это
не Тайная Вечеря, и ироническая дружба, которая нас связывает, заключается в
том, чтобы, признавая это, одновременно коситься в сторону мрачного
каннибализма.
2. Действительно, отвечая, я бы поставил себя в положение того, кто чувствует
себя способным отвечать: он на все имеет ответ, он считает себя в состоянии
ответить каждому, на любой вопрос, на каждое возражение или критическое
замечание; он не видит, что каждый из представленных здесь текстов обладает
собственной силой, собственной логикой, особенной стратегией; он не понимает,
что пришлось бы все перечитать, восстановить творческий процесс, побудительные
мотивы и аргументы каждого, дискурсивную традицию и многочисленные привлеченные
тексты и т. д. Претендовать на выполнение всего вышесказанного и сделать это на
нескольких страницах свидетельствовало бы о нахальстве (hybris) и безграничной
наивности, а также, и прежде всего, об очевидном неуважении к высказываниям,
работе и приношению другого. Еще одна причина, чтобы не отвечать.
3. Эти два аргумента убеждают нас в том, что некий не-ответ может
свидетельствовать о той вежливости без правил, которую мы упоминали выше, и, в
конечном счете, об уважении к другим, то есть другими словами, о требовании
ответственности. Может быть этот не-ответ и является наилучшим ответом, может
быть он является еще одним ответом и признаком ответственности? Может быть.
Подождем еще. Как бы там
39 страсти

ни было, возникает мысль о том высокомерии, той снисходительности, той
элементарной уверенности, которая толкает нас отвечать, в то время как хорошее
воспитание предписывает детям "не отвечать" (во всяком случае, в соответствии с
традиционными французскими манерами) в тот момент, когда взрослые обращаются к
ним, упрекают их или делают им замечания, то есть, не задают им никаких
вопросов.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64