Библиотека >> Эссе об имени

Скачать 124.68 Кбайт
Эссе об имени


Давать жизнь;
но это к тому же война. А следовательно, смерть. Это желание еще и политическое.
Как оживить это изображение политического? Как привести в движение, т. е. в ход,
омертвевшее изображение politeia? - Показывая государство в отношении с другими
государствами. Можно, таким образом, описать с помощью слова, дискурсивной
живописи движение выхода государства из себя. Благодаря следующему графическому
вымыслу, мы выйдем из первого graphe. Этот последний был более омертвевшим,
менее живым, чем последующий в той мере, в какой он описывает государство само
по себе, изнутри него самого, в мире со своим собственным внутренним содержимым,
в своем домашнем хозяйстве. Возможность войны заставляет выйти графическое
изображение-описание идеального государства, но не сразу в живую и движущуюся
реальность, а сначала в улучшенное изображение, ожившую картинку этой живой и
движущейся реальности, показывая в полной мере его внутреннее функционирование
перед лицом испытаний - войны. Во всех смыслах этого слова, это решающее
представление государства10.
174 Ж. Деррида

В тот момент, когда Сократ просит выйти наконец из этой графической
галлюцинации, чтобы увидеть картину самих предметов в движении, он изображает,
не заявляя об этом, поэтов и софистов: они по определению не способны выйти из
симулякра или миметической галлюцинации, чтобы описать политическую
действительность. Парадоксально, но именно в той мере, в какой они постоянно
находятся вовне, без собственного места и без определенного местожительства, эти
члены mimetikon ethnos, представители genos ton sophiston или poietikon genos
остаются немощными, неспособными говорить о политической действительности как
действительности, измеряющейся изнаружи, точнее, при испытании войной.
Точно также Сократ, назначивший себе положение на стороне этого этноса или
геноса, признается, что он также не в состоянии самостоятельно, из самого себя,
выйти за границы своих мифо-миметико-графических грез, чтобы дать жизнь и
движение государству:
"...Мне ясно, что сам я не справлюсь с задачей прочесть подобающее похвальное
слово мужам и государству [в войне, в переговорах, в жизни, в движении. - Ж.
Д.]. И в моей неспособности нет ничего странного: мне кажется, что этого не
могут и поэты, будь то древние или новейшие" (19d).
Дополнительная ирония здесь в том, что Сократ не довольствуется помещением себя
на время среди людей из зоографического симулякра, но добавляет, что он не
испытывает презрения к их геносу или этносу. Это приводит к игре между текстом и
темой, между тем, кто себя изображает и тем, кто о себе заявляет, - как между
последовательными вложениями "вместилищ" для тем и тезисов, невидимой структурой
без начала.
В этом театре иронии, где сцены последовательно вкладываются в серию "вместилищ"
без конца и без
175 хора
дна, как вычленить один тезис или одну тему, которую можно было бы спокойно
приписать "философии-Платона" или даже этой философии (la philosophiе) как
собственно платоновой? Это значило бы игнорировать или насильственным образом
отрицать структуру текстуальной сцены, верить, что все топологические вопросы,
включая топологию мест риторики, в целом уже решены и считать, что мы уже
поняли, что означает получать, а другими словами - понимать. А это немного
рановато. Как всегда.



IV


Должны ли мы отныне запретить себе говорить о философии Платона, о платоновой
онтологии и даже о платонизме? Ни в коей мере и уж, конечно же, не будет никакой
принципиальной ошибкой делать это, только с неизбежной абстракцией. Платонизм
мог бы означать при этих условиях тезис или тему, которую получают искусственно,
незнанием и абстракцией, кусками текста, вырванными из письменной фантазии
"Платона". Такая абстракция, единожды реинвестированная и развернутая,
простирается над всеми складками текста, его уловками, сверхдетерминациями,
оговорками, которые она будет скрывать и утаивать. Можно называть это
платонизмом или философией Платона, что не будет произволом и беззаконием,
поскольку мы при этом ссылаемся на определенную силу тетической абстракции, уже
использующейся в неоднородном тексте Платона. Она работает и представляется как
раз под именем философии. И если называть ее так, как она зовется, это не
произвол и беззаконие, потому что ее своевольное насилие, ее абстракция состоит
в установлении закона (до определенной точки и в течении определенного времени),
в по-
176 Ж. Деррида
давлении, согласно способу, который собственно и есть философия, других мотивов
мышления, тоже использующихся в тексте, например, тех, что нас интересуют здесь
более всего, и исходящих из другой ситуации, - для краткости скажем, из другой
исторической ситуации, хотя история зависит в своем понятии от этого
философского наследия. "Платонизм", следовательно, определенно является одним из
результатов текста, подписанного Платоном, результатом, господствующим в течение
долгого времени и в силу необходимых причин, но этот результат оказывается
всегда обернутым против текста.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64