Библиотека >> Эссе об имени

Скачать 124.68 Кбайт
Эссе об имени


Ничем не лучше было бы ответить на приглашение или откликнуться на обращение
друга в соответствии с долгом, pflichtmassig (скорее, чем из чувства долга, aus
Pflicht, и мы снова обращаемся к "Grundlegung zur Metaphysik der Sitten" Канта,
нашего образцового "критического читателя" [critical reader], великого
философа-критика, которому мы так обязаны в качестве наследников). Это лишь
добавило бы к фундаментальному затруднению еще один недостаток: считать себя
безупречным, играя на видимости там, где намерение отсутствует. Мало сказать,
что "надо" в отношении дружбы, также, как и в отношении вежливости, не должно
носить характера обязательства, оно не должно даже принимать форму какого-либо
правила, в особенности, ритуального. Жест дружбы или вежливости подвергся бы
саморазрушению при малейшей уступке необходимости применить к конкретному случаю
предписание общего характера. Он оказался бы побежденным, разбитым и сломленным
23 страсти
жесткой регулярностью правила, иначе говоря, нормы. Из этой аксиомы вовсе не
следует делать вывод, что достичь дружбы или вежливости (например, отвечая на
приглашение, просьбу или вопрос друга) можно не иначе как нарушая любые правила
и действуя вопреки любому долгу. Контр-правило есть тоже правило.
Критического читателя может удивить встречающееся здесь объединение понятий
дружбы и вежливости, отделенных одной общей чертой от понятия ритуализированного
поведения. Дело в том, что гипотеза относительно вежливости, двойственной
детерминации этой ценности, независимо от той или иной культурной традиции
(западной или нет), касалась того, что предписывает выйти за рамки нормы,
следовательно, за рамки ритуала. Внутреннее противоречие понятия вежливости, как
каждого нормативного понятия, заключается в том, что оно предусматривает
следование правилам и одновременно свободу импровизации без правил. Его правило
заключается в том, что правило знают, но никогда его не придерживаются.
Невежливо быть просто вежливым, быть вежливым из вежливости. Таким образом, мы
имеем здесь дело с правилом, - и это правило носит возвратный, структурный,
общий характер, то есть в каждом отдельном случае имеет свои особенности и может
служить прецедентом, - которое диктует не действовать только в силу
приверженности указанному правилу и даже на его основании, только из уважения к
нему.
Будем говорить прямо: речь идет о понятии долга и о том, можно ли вообще, а если
да, то в каких пределах доверять ему и тому, что оно структурирует в области
культуры, морали, политики, права и даже экономики (в частности, применительно к
отношению материального и морального долга4); то есть можно ли вообще, и если
да, до какой степени доверять тому, что
24 Ж. Деррида
понятие долга диктует при любом ответственном высказывании по поводу
ответственного решения в любом высказывании, в любой логике, в любой риторике
относительно ответственности. Говоря об ответственном высказывании по поводу
ответственности, мы заранее предполагаем, что само высказывание должно быть
подчинено тем правилам или законам, о которых оно говорит. По-видимому, такая
импликация неизбежна, хотя и сбивает с толку: что могли бы представлять собой
ответственность, ценность или добродетель ответственности применительно к
логичному высказыванию, претендующему на доказательство того, что
ответственность никогда не может восприниматься однозначно и без противоречий, а
самооправдание какого-либо решения невозможно, не смогло бы - априори и в силу
структурных особенностей - отвечать за самое себя?
Выше мы употребили выражение "будем говорить прямо" - "n'y allow pas par quatre
chemins"* [почти непереводимое французское выражение, которое связано с образом
креста или крестообразной фигуры, пересечением дорог, числом четыре или
развилкой перекрестка (quadrifurcum) и означает: будем действовать прямо, без
отклонений, без хитрости и расчета]: речь идет о понятии [...] и знании [...].
Что подразумевает столь настоятельный призыв? Возможность и необходимость
рассматривать какое-либо понятие или проблему прямо в лоб, без обходных
маневров. Предположим: перед вами концепция или проблема (того или иного,
например, долга; в данном случае это не имеет большого значения), т. е. нечто,
определяемое знанием ("требуется узнать, является ли...") и находящееся перед
вами; оно - здесь, прямо перед вами
_________________
*Дословный перевод: "не пойдем туда (к какой-либо цели) по четырем дорогам
сразу". - Прим. перев.
25 страсти
(problema), in front of you. Отсюда необходимость рассматривать прямо в лоб
непосредственно, фронтально и основательно то, что находится перед вашими
глазами, вашим ртом, вашими руками (а никак не у вас за спиной) как выдвинутый
(pro-pose) или предложенный (pre-pose) объект, как подлежащий рассмотрению
вопрос, а следовательно, и в той же мере - как предлагаемый сюжет (sujet), иначе
говоря, сюжет предоставленный, подаренный: ведь обычно что-либо предлагается
всегда спереди.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64