Библиотека >> Жнана-йога.
Скачать 156.87 Кбайт Жнана-йога.
Но если верно,
что душа свободна, то естественно следует, что ничто внешнее не может и никогда
не будет в состоянии на нее действовать; а потому душа никогда не умрет; она
беспричинна, или вне закона причинности. Свобода, бессмертие, блаженство, - все
основывается на том, что душа не подчинена закону причинности, выше майи.
Очень хорошо. Но если наша природа была первоначально совершенно свободна, а
потом мы оказались связаны, то это указывает, что в действительности мы никогда
не были свободны, и мысль о том, что мы когда-то были свободны - неверна. С
другой стороны, говорят, что мы свободны, и идея о связанности, о рабстве -
заблуждение. Что вы выберете из этих двух? Будете считать заблуждением первое
или второе? Что касается меня, то второе я не считаю заблуждением. Эта гипотеза
более согласуется со всеми моими чувствами и опытами. Я вполне уверен, что я
свободен по природе, и ни на секунду не могу допустить, что рабство
действительно, а моя идея о свободе - иллюзия.
Это разномыслие, в более грубых или в современных формах, - как случится, - встречается во всех философиях. Одни говорят, что нет никакой души, что идея о ее существовании чистое заблуждение, поддерживаемое постоянным прохождением физических частиц, со всеми их движениями и колебаниями, через то соединение, которое мы называем телом, мозгом и т. п. Вследствие непрерывности таких изменений, они оставляют впечатление свободы. Были буддийские секты, имевшие обыкновение указывать, что если вы возьмете зажженный факел и станете быстро описывать концом его круги, то будет казаться, что получается огненный круг. Никакого круга, в действительности, не существует, получается только впечатление его, потому что факел каждое мгновение меняет свое место. Подобно этому, - говорят они, - каждый из нас есть масса тонких частиц, быстро вращающихся и производящих в нас иллюзию нашего собственного постоянства и свободы. По мнению таких мыслителей, тело есть существо, а душа, в действительности, не существует. Но, с другой стороны, есть партия, которая находит, что в быстрых изменениях мысли материя является как иллюзия, на самом же деле ее вовсе нет. Эти две партии существуют до настоящего времени и утверждают: одна, - что дух - иллюзия, а другая, что иллюзия - материя. С которой же стороной мы должны согласиться? - Конечно, примем дух и отвергнем материю. Доказательства в пользу обеих почти одинаковы, только в пользу духа, быть может, несколько сильнее. Никто, ведь, никогда не видел, что такое материя. Мы чувствуем только себя, а материя вне нас. Никогда не существовал человек, который бы стоял вне своей души. Поэтому аргумент несколько сильнее на стороне духа. Кроме того, эта гипотеза объясняет вселенную, тогда как материализм не в состоянии сделать это, а потому мы и не можем смотреть на материалистическую теорию, как на логичную. Если из всех философских теорий оставить только существенное и проанализировать его, то в конце концов мы найдем в них только эти две разные и друг другу противоречащие идеи. Даже в самых новейших системах мы раньше или позже встречаемся лицом к лицу со старой альтернативой: - одна сторона утверждает, что предполагаемая чистота и свобода человеческой природы - иллюзия, а другая - что так называемое рабство не более, как обман. Таким образом, и среди новых школ - вторая, согласно с нами, считает заблуждением мысль, что мы связаны. Итак, предлагаемое ведантой решение вопроса состоит в том, что мы не связаны, но уже и теперь свободны. Кроме того, она предостерегает нас, что говорить или думать будто бы мы связаны опасно; что это заблуждение, самогипноз. Как только вы сказали: "я связан", "я слаб", "я беспомощен", - горе вам, вы сковали для себя новую цепь. Никогда не говорите этого, никогда не думайте этого. Мне рассказывали об одном человеке, который жил в лесу, на берегу реки, и день и ночь повторял: "Сивогат" - я Блажен. Однажды на него напал тигр, и люди с другого берега слышали, как он, пока у него был голос, даже в пасти тигра повторял: "Сивогат". Были люди, которые, когда их резали на куски, благословляли своих врагов и говорили: "Я - Он! Я - Он! И ты также! Я свободен, и совершенен, и таковы же все мои враги! Вы - Он, и я тоже!" И таких людей было много. Но и в религии дуалистов есть великие и удивительные вещи. Удивительна их идея о личном Боге, отдельном от природы, Которому мы должны поклоняться и Которого должны любить. Иногда она очень утешительна. Но, - говорит веданта, - утешение, происходящее не естественно, а от усыпления, похоже иногда на то, что производится морфием. Со временем оно влечет за собой слабость, а теперь больше, чем когда-либо прежде, миру недостает силы. Слабость, - говорит веданта, - причина всех несчастий в мире, единственная причина всех страданий. Мы несчастны, потому что слабы. Мы воруем, грабим, лжем и совершаем всякие преступления, потому что слабы. Где нет ничего ослабляющего нас, там не будет ни смерти, ни печали. Мы несчастны вследствие заблуждения. Отбросьте заблуждения, и все тревоги исчезнут. | ||
|