Библиотека >> Жнана-йога.
Скачать 156.87 Кбайт Жнана-йога.
Он ставит волю на место
Абсолюта. Но Абсолют нельзя представлять как волю, так как воля нечто
изменяющееся, феноменальное, а выше линии, проведенной над (с), - временем,
пространством и причинностью, - не может быть никакого изменения, никакого
движения; движение, хотя бы и выражающееся в мысли, может начаться только под
этой линией. А по ту сторону черты нет воли, и она не может быть причиной
вселенной. Даже в наших собственных телах мы видим, что воля - причина не всех
движений. Когда я двигаю стул, то ближайшая причина движения, конечно, воля,
приводящая в действие мои мускулы. Об этом не может быть спора. Но та же сила,
которая подвинула стул, приводит в движение также сердце, легкие и прочее уже
без посредства воли. Раз это та же самая сила, то она становится волей
только тогда, когда поднимается на план сознательности, и называть ее
волей раньше неправильно. Это производит массу путаницы в философии
Шопенгауэра. Есть санскритские слова: праджна и самвит. Они в этом
отношении лучшие термины, так как включают в себя все состояния ума; это общие
названия всех умственных состояний. Под ними разумеется все, относящееся до ума.
В английском языке я не знаю ни одного слова, равнозначащего им. Они не значат
сознательность или состояние, предшествующее сознательности, но своего рода
сущность всех умственных изменений.
Посмотрим, почему мы задаем вопросы. Падает камень, и мы спрашиваем, почему он упал. Этот вопрос возможен вследствие предположения, что всему, что случается, всякому движению предшествует нечто другое. Я должен просить вас хорошенько уяснить себе, что, когда бы мы ни спрашивали, почему что-нибудь произошло, мы устанавливаем предположение, что все, что случается, имеет свое почему; другими словами, - что ему предшествует что-то другое. Это предшествование и последование и есть то, что мы называем законом причинности. Поэтому все нас окружающее, все, что мы можем видеть, ощущать или слышать, все в этой вселенной, есть поочередно и причина и следствие. Оно - причина некоторых вещей, происходящих после него, и следствие тех, которые произошли раньше. Это так называемый закон причинности, составляющий одно из установившихся наших верований. Мы верим, что всякая частица во вселенной, чем бы она ни была, имеет свое собственное отношение ко всему остальному. Было много споров о том, как возникла эта идея. В Европе была Интуитивная школа философов, которые считали эту идею прирожденной человеческому уму; другие находили, что она выведена из опыта; но вопрос этот никогда не был решен. Дальше мы увидим разрешение, предлагаемое ведантой. Мы должны прежде всего понять, что вопрос "почему?" сам уже предполагает допущение, что всему нас окружающему предшествуют некоторые вещи и за всеми ими будут следовать другие. Другое верование, заключающееся в этом вопросе, то, что ничто во всей вселенной не существует отдельно, что на все действуют вещи, находящиеся вне его; что все во вселенной находится во взаимной зависимости от всего прочего. Какую же мы делаем несообразность, спрашивая: "Что было причиной Абсолюта?" Ведь, чтобы задать этот вопрос, мы должны раньше предположить, что Абсолют также зависит от чего-то другого и связан чем-то другим. Употребляя так слово "Абсолют", мы сводим его к уровню природы, тогда как выше линии, отделяющей его от природы, нет ни времени, ни пространства, ни причинности, но все - Одно и выше ума. У того же, что существует само по себе, у Одного, не может быть никакой причины. То, что свободно, не может иметь причины; иначе оно не было бы свободно. Поэтому сам вопрос: "Почему Бесконечное стало конечным?" - бессмыслица, фраза, сама по себе противоречащая. Оставляя тонкости рассуждения в стороне и обращаясь к логике простого здравого смысла, мы, желая узнать, как Абсолют стал относительным, приходим с другой точки зрения к тому же самому результату. Предположим, что мы знаем ответ; остается тогда Абсолют или нет? Без сомнения - нет; он, ведь, стал относительным, ограниченным пределами нашего ума. Все, что в пределах нашего ума, мы знаем, но того, что вне его пределов, знать не можем. Если Абсолют ограничен пределами нашего ума, он уже не Абсолют, - он стал конечным. Поэтому знать Абсолют - выражение само себе противоречащее. Вот почему на этот вопрос не получалось ответа, так как, если бы он был получен, никакого Абсолюта не было бы. Бог, которого знают, больше не Бог. Он стал конечным, подобно одному из нас, или любому предмету. Он не может быть известен, но всегда остается Единым, Непознаваемым. Адвайта однако говорит, что этот Неизвестный, более чем познаваем. В этом необходимо разобраться. Вы не должны думать, что Бог непознаваем в том смысле, в котором это говорят агностики. Мое знание о стуле, например, выражается словами, - "он мне известен"; о том же, что находится за эфиром и существуют ли там люди, я "не знаю" и говорю, что мне "неизвестно" и "непознаваемо". В этом смысле слова "известен" и "неизвестен", "познаваем" и "непознаваем" - к Богу неприменимы: Он неизвестен, но больше, чем известен, и потому о Нем говорится, что Он не известен и не познаваем, не в том смысле, как о неизвестных и непознаваемых вещах. | ||
|