Библиотека >> Жнана-йога.
Скачать 156.87 Кбайт Жнана-йога.
Так, в подъемах и падениях, проходит целый цикл. И
это происходит со всеми жизнями и со всем существующим, со всем, что мы можем
видеть, слышать или воображать. Все, что в пределах нашего знания, происходит,
таким образом, подобно вдыханию и выдыханию воздуха в человеческом теле. Все
создание продолжается в форме, подобно волне, вздымающейся и опускающейся, опять
вздымающейся и опускающейся, и т. д. Вследствие однообразия в этом
отношении всей вселенной, этот закон, очевидно, должен применяться во всех ее
областях. Весь космос должен когда-то разложиться в свои причинные формы;
солнце, луна, звезды, земля, тело человека и его ум, и все, из чего состоит
вселенная, должно распасться на свои более тонкие причины, разрушиться и
исчезнуть. Но все, из чего они составлены, будет продолжать жить в состоянии
тонких форм, из которых потом образуются земля, солнце, луна, звезды и
прочее.
Относительно возникновения и исчезновения существований, следует заметить еще другой факт. Семя происходит от дерева и затем делается само деревом, но не тотчас. Оно должно переждать период покоя, или вернее, период очень тонкой непроявляющейся деятельности, - должно некоторое время работать под поверхностью земли, разложиться и как бы выродиться, и только после вырождения для него наступит период возрождения. Вся вселенная должна также в течение некоторого периода работать в тонкой форме, невидимая, непроявленная, - в том состоянии, что называют хаосом, или началом создания, - и только после того она может опять проявиться как новое творение. Весь период, - проявление одной волны, ее обращение в более тонкую форму и пребывание в этом состоянии до нового проявления, - называется по-санскритски кальпа, или цикл. В течение каждого такого цикла вся вселенная повторяется: от безграничного космоса до самой маленькой частицы материи в ней, все движется в виде указанных выше волн. Теперь мы подошли к вопросу, чрезвычайно важному, особенно в настоящее время. Мы видели, что тонкие формы развиваются в грубые очень медленно, только постепенно становясь все грубее и грубее. Видели также, что причина - то же, что следствие, та же причина, только воспроизведенная в другой форме. Отсюда следует, что вселенная не могла произойти из ничего. Ничто не может быть без причины, и сама причина должна находиться в следствии, в его более тонкой форме. Из чего же тогда произошла вселенная, какой мы ее видим? - Из предшествовавшей тонкой вселенной. А из чего произошел человек? - Из предшествовавшей тонкой его формы. Из чего произошло дерево? - Из тонкой формы, называемой семенем, в котором находится уже целое дерево и из которого оно выходит в проявление. Таким же образом вселенная, какой мы ее знаем, сотворена из той же самой вселенной, существовавшей в ее тонкой форме. Теперь она проявляется, но опять вернется в тонкую форму и затем снова проявится. Мы видим, что более тонкие формы медленно развиваются и становятся все грубее и грубее, пока не достигнут известного предела, а когда достигнут его, идут назад и опять становятся все тоньше и тоньше. Этот последовательный переход из тонких форм во все более и более грубые в новейшее время назван эволюцией. Мы видим ее ежедневно, и ни один разумный человек не станет спорить с эволюционистами. Но мы должны отметить одну вещь, а именно, что каждой эволюции предшествует инволюция. Семя - отец дерева, но другое дерево было отцом семени. Семя - это тонкая форма, из которой выходит дерево, но другое дерево было формой, заключавшей в себе это семя, и все дерево находилось в последнем. Нечто не происходит из ничего, но дерево выходит из семени, и известные семена производят только известные деревья, а не какие-либо другие. Таким образом, мы видим, что причиной дерева было известного рода семя, в котором уже заключалось все это дерево. Целое человеческого существа было в зародышевой протоплазме, которая мало-помалу развертывалась; целое же настоящей вселенной было когда-то свернутым в космической тонкой вселенной. Все присутствует в своей собственной причине, в своей более тонкой форме. Поэтому теория эволюции, или постепенного развертывания этих проявлений во все более и более грубые формы, совершенно верна, только всякой эволюции предшествует инволюция. Так, маленькая клетка, из которой потом выйдет большой человек, уже теперь - свернутый большой человек, и из нее он проявится и развернется в эту большую форму. Если эволюционисты признают это, то нам не о чем будет спорить с ними, так как дальше увидим, что, приняв это положение, они, вместо того, чтоб разрушать религию, станут ее усерднейшими защитниками. Итак, ничто не создано в том смысле, что нечто произошло из ничего. Все существовало в течение всей вечности и будет вечно существовать. Но процесс этого существования имеет форму чередующихся волн, представляя собой то возвращение к более тонким формам, то проявление в грубых. Так инволюция и эволюция во всей природе постоянно сменяют друг друга. | ||
|