Библиотека >> Жнана-йога.
Скачать 156.87 Кбайт Жнана-йога.
Вы не сделались чистыми; вы уже были чисты. Вам нет надобности
совершенствоваться; вы совершенны уже теперь. Вся природа похожа на экран,
закрывавший собой действительность. Всякая ваша хорошая мысль, всякое ваше
доброе дело - это как бы разрывание покрывала, чтобы могли обнаружиться за ним
Бесконечность, Бог. В этом вся история человека. Чем тоньше становится
покрывало, тем сильнее видимый за ним свет будет сиять своей собственной
сущностью, потому что сиять - в его природе. Его нельзя знать, и мы напрасно
стремимся узнать его разумом. То, что познаваемо, не может быть тем, что оно
есть, так как оно вечный субъект. Знание ограничено. Знать - значит
объектировать; Он же вечный субъект. Он - всегда присутствует во вселенной. Он -
ваше Я. Как можем мы знать то, что мы уже есть? Каждый человек есть Тот и
стремится выразить Его различными способами. Почему так много кодексов этики? В
чем объяснение систем нравственности? Во всех них основная идея одна, только
выраженная в разных формах. Идея эта - желание делать добро другим. Самый
высший руководящий человечеством мотив есть милосердие ко всем людям, ко всем
животным. Но оно, во всех его различных формах, не есть ли выражение вечной
истины: "Я - это вселенная; вся эта вселенная - одно". Если нет, тогда в чем же
мы должны искать основание милосердия? Почему я должен стараться делать добро
ближним? Что меня побуждает к этому? - Интуитивное сознание тождественности
всего, симпатия ко всему. Самое черствое сердце чувствует иногда свое единство с
остальными существами. Даже человек, который приходит в ужас, когда ему говорят,
что так называемая индивидуальность - заблуждение, что недостойно цепляться за
эту призрачную индивидуальность, даже этот человек скажет вам, что в
совершенном самоотречении основание всей нравственности. Но что такое
совершенное самоотречение? Самоотречение значит отречение от призрачного "я", от
всякого эгоизма. Идея об "я" и "мое" - аханкара и мама - результат прошлого
суеверия, и чем больше это настоящее "я" удаляется, тем более проявляется в
своем полном блеске Действительное Я. Самоотречение это центр, основание,
суть всякого нравственного учения, и, - знает ли об этом человек или нет, -
весь мир медленно приближается к нему, более или менее осуществляя его. Только
большинство человечества делает это бессознательно. Пусть же оно поступает
сознательно, пусть приносит в жертву свое "я", зная, что оно не настоящее Я, а
только уменьшенное его отражение. Теперешний человек представляет собой
только один проблеск той бесконечной реальности, которая за ним, одну искру того
бесконечного огня, который есть Все; истинная же его природа - сама
Бесконечность.
Какая, однако, польза, следствие, результат такого знания? В нынешнее время мы все вообще измеряем пользой, проще говоря, числом фунтов, шиллингов и пенсов. Но по какому праву кто бы то ни было может требовать, чтобы истина оценивалась на деньги или выгоды? Предположите, что пользы нет, разве истина от этого уменьшится? Полезность не доказательство истины. И тем не менее в этом знании заключается громадная польза. Каждый добивается счастья, но большинство ищет его в вещах преходящих и нереальных. Еще никто никогда не находил счастья в чувствах, или чувственных наслаждениях; счастье может быть найдено в духе. Следовательно, самая высшая польза человечества состоит в том, чтобы найти духовное счастье. Следующее, что необходимо помнить, это что незнание - мать всех несчастий, и что думать, будто Бесконечное может жаловаться и плакать, что Оно конечно - высшая степень невежества. Верх невежества состоит в том, что бессмертный, вечно чистый дух считает себя маленьким умом, маленьким телом. Оно причина всякого эгоизма. Как только я смотрю на себя, как на маленькое тело, хочу сохранить его, помогать ему, содержать его в довольстве даже на счет других тел, я тотчас становлюсь отдельным от других, а как скоро является идея об отдельности, она открывает дверь злодеяниям и ведет ко всяким несчастьям. Польза в том, что если хотя бы маленькая часть человеческих существ отбросит сегодня свой эгоизм, свою узость и ничтожность, эта земля завтра станет раем. Машинами же и улучшениями, зависящими от материального знания, такой результат никогда достигнут не будет; они только увеличат несчастья, как масло, подлитое в огонь, усиливает пламя. Без знания духа материальное знание только прибавляет огонь, давая в руки эгоистов лишнее орудие забирать себе то, что принадлежит другим, делая их более способными жить за счет жизни других, вместо того чтобы отдавать им свою жизнь. Другой вопрос, практично ли это? Может ли оно быть осуществлено в современном обществе? Но, позвольте сказать, - Истина не обязана преклоняться перед каким бы то ни было обществом, древним или новым. Общество должно преклониться перед истиной, или умереть. Всякие сообщества и всякие существа имеют в основе истину, и истина не должна приспособляться к ним. Если такая высокая истина, как бескорыстие, не может осуществляться в обществе, то лучше бросить это общество и идти в лес. | ||
|