Библиотека >> Жнана-йога.
Скачать 156.87 Кбайт Жнана-йога.
Неужели
же нет никакой надежды? Верно, что мы все рабы майи, что все родились в
майе и живем в майе; - но разве нет из нее выхода? Что все мы
несчастны, что этот мир настоящая тюрьма, что даже так называемая "увлекательная
красота", ум и интеллект - только тюрьмы, - все это истины, известные уже много
веков. Не было ни одной человеческой души, которая бы по временам не чувствовала
этого, сколько бы ни говорили противного. Старые люди чувствуют это сильнее,
потому что в них накопился опыт всей жизни и они не так легко могут быть
обмануты природой. Ложь майи не в состоянии их сильно обмануть. Что же в
таком случае? Неужели нет даже надежды! Мы знаем, что при всех этих фактах,
среди горестей и страданий, даже в этом мире, где жизнь и смерть синонимы, даже
здесь, через все века, - в каждой стране и в каждом сердце звучит Голос: "Эта
Моя майя божественна, она происходит от качеств, и перейти ее очень
трудно. Но тех, кто пришли ко Мне, Я сделаю способными переплыть реку жизни"...
"Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас". Этот Голос
слышится, когда кажется, что все потеряно, когда надежда улетает, когда расчеты
на свои силы разбиты, когда все, кажется, ускользает и жизнь становится
безнадежной развалиной. Тогда он слышится, и это называется религией. С
одной стороны, таким образом, имеется смелое, полное надежд приглашение
убедиться, что настоящая жизнь - бессмыслица, что она майя, и что из
майи нет выхода. С другой стороны, наши практические люди говорят нам:
"Не ломайте себе голову над всяким вздором, вроде религии и метафизики, живите
здесь, внизу. Этот мир, конечно, скверен, но берите из него лучшее, что можете".
Говоря прямо, это значит, - "ведите жизнь лицемера, жизнь лжи и постоянного
обмана, скрывая насколько можете ее бедствия. Накладывайте одну заплату на
другую, пока все не будет потеряно, и ваш ум не станет массой лохмотьев". Это
то, что называется практическим взглядом на жизнь. Но позвольте вам сказать, что
те, которые удовлетворяются лохмотьями, никогда не приходят к религии.
Религия начинается со страшной неудовлетворенности настоящим положением вещей
и нашей собственной жизнью, с ненависти, напряженной ненависти ко всякого рода
лохмотьям, с беспредельного отвращения к обману и лжи. Только тот может быть
религиозным, кто смеет открыто сказать то, что сказал великий Будда, сидя под
деревом Бо, когда ему тоже пришла эта практическая идея, когда, открыв суетность
мира и не находя еще выхода из него, он почувствовал искушение отказаться от
искания истины и вернуться назад, к прежней жизни обмана, к называнию вещей
ложными именами, к обманыванию себя и других. Но он был гигант, победил
искушение и сказал: - "Лучше смерть, чем растительная жизнь невежды; лучше
умереть на поле битвы, чем вести жизнь потерпевшего поражение". Эти слова -
основа религии. Когда человек примет такое решение, он на верном пути, на пути к
Богу. Такое решение - первая побудительная причина стать религиозным. "Я хочу
прорубить себе дорогу к познанию истины через преграждающую ее скалу, или
потерять жизнь в поисках ее, потому что на этой стороне всякая надежда познать
истину с каждым днем больше и больше исчезает". Вчерашний, прекрасный, полный
надежд юноша сегодня стал опытным мужем и знает, что все наши надежды, радости и
наслаждения умрут, как цвет при завтрашнем морозе; на той же стороне - прелесть
победы над всем злом жизни, и даже над самой жизнью, и возможность стать
победителем вселенной. Поэтому те, кто осмеливается делать попытки одержать
победу, овладеть истиной, религией, те - на верном пути. Это то, что проповедуют
Веды - "Не отчаивайся! Путь очень труден. Идти по нему то же, что идти по
лезвию бритвы. И все же не отчаивайся. Проснись, встань, и найди идеал, найди
цель"!
Все разные проявления религии, в какой бы форме они не явились человечеству, имеют вообще одно главное основание - проповедь свободы, проповедь выхода из этого мира. Они никогда не имеют в виду примирить мир и религию, но рассекают гордиев узел и устанавливают религию на своем собственном идеале, а не на компромиссе между ней и миром. Это проповедует всякая религия, и задача веданты заключается в том, чтобы согласовать все их стремления, найти общее основание как высочайшей, так и самой низшей из них. То, что мы называем высочайшей философией, все имеет один общий отправной пункт, - стремление найти средство выйти из этого мира. Большинство их указывает, что средство это заключается в помощи кого-то, кто вне этой материальной вселенной, кто сам не связан законами природы, одним словом, кто свободен. Несмотря на все трудности и различие мнений относительно природы этого свободного деятеля, - так как были бесконечные споры, Бог ли это, или не Бог, личный ли это Бог, т. е., разумное существо подобное человеку, и, если да, то следует ли его считать мужского, женского или среднего рода, - несмотря на почти безнадежные противоречия, мы все-таки во всех различных системах находим золотую нить единства, проходящую через них. | ||
|