Библиотека >> Жнана-йога.
Скачать 156.87 Кбайт Жнана-йога.
Называйте его какими хотите именами, но это не ослабит верности положения, что
началом всего был этот бесконечный Космический Разум. Существуя вначале в своих
тонких формах, он стал потом тем самым разумом, который теперь действует и
развивается, пока не проявится в виде совершенного человека, "человека-Христа",
"человека-Будды", и затем опять вернется назад, к своему первоисточнику. Вот
почему все писания говорят: "В Нем мы живем, движемся и существуем". Вот почему
все они проповедуют, что мы пришли от Бога и идем к Богу. Не смущайтесь
философскими терминами; если слова пугают вас, вы не годитесь быть философами.
Итак, Космический Разум есть то, что теологи называют Богом.
Меня часто спрашивали: "Зачем вы употребляете это устаревшее слово - Бог?" - Потому, что оно самое лучшее слово, какое только можно было придумать. Все страстные желания, все радости и надежды человечества сконцентрированы в этом слове. Его невозможно и не следует изменять. Великие святые, гигантские Души, установившие это слово, знали его сущность и вполне понимали его значение. Но когда это слово проникло в общество, и его стали употреблять невежественные люди, оно утратило все свое величие. Слово "Бог" перешло к нам от незапамятных времен, и с ним связано все великое и святое, все, что означается словом "всемирный разум". Думаете ли вы, что мы должны его бросить потому, что несколько глупцов говорят, что оно неправильно? Придут другие и скажут: "Возьмите мое слово"; а еще другие - "Возьмите мое". И, если мы будем слушать их всех, не будет конца придумыванию глупых названий. Пользуйтесь старыми словами, но пользуйтесь ими разумно, очищая свой ум от суеверий и давая себе ясный отчет в том, что под этими словами и древними выражениями разумеется. Если вы усвоили то, что понимается под силой закона ассоциации, вы должны знать, что с этими словами связано бесконечное число величественных идей огромной силы, что они употреблялись миллионами человеческих душ и что миллионы людей почитали эти слова и называли ими все самое высокое и лучшее, все разумное и достойное любви, все что есть великого и высокого в человеческой природе. Таким образом, они пришли к нам, нагруженные внушениями всех этих ассоциаций, и не могут быть откинуты. Если бы я пытался убедить вас, только утверждая, что Бог создал вселенную, это не имело бы смысла; и ни к чему не привело бы; но мы пришли к Нему, к Древнему Одному, путем долгих усилий. Мы нашли, что сущность космической энергии, известной как материя, мысль, сила, разум, или - называйте ее как хотите, есть только проявление Космического Разума, или, как мы будем называть его, Всевышнего Господа. Все, что вы видите, чувствуете или слышите, все, что есть во вселенной, все это Его создание, или, выражаясь несколько правильнее, Его проявление, а еще точнее, - Сам Бог. Это Он, что светит как солнце и звезды; Он - наша мать-земля, Он - океан. Он приходит в благотворных дождях; Он - воздух, которым мы дышим, и Он - то, что действует, как сила нашего тела. Он - язык, который говорит. Он - человек объясняющий, и Он же - слушающая аудитория. Он - платформа, на которой я стою. Он - свет, дающий мне возможность видеть ваши лица, Он - все. Он - материал и творческая причина этой вселенной, и Он - то, что, свернутое вначале в самой маленькой клетке, развивается и является на другом конце (эволюции) как Бог. Он нисходит и становится самым низшим атомом, а затем, медленно обнаруживая свою истинную природу, является самим собой. В этом тайна вселенной. "Ты - человек, Ты - женщина, Ты - сильный мужчина, гордый своей юностью, Ты - старик, шатающийся на своих костылях. Ты - во всем. О, Господи! Ты - все!".<<5>> В этом единственное разрешение тайны Космоса, могущее удовлетворить человеческий разум. Одним словом, мы рождены в Нем, в Нем живем и в Него, наконец, возвратимся.
Космос. Микрокосм (Нью-Йорк, 26 января 1896 г.)
Человеческий ум имеет естественную склонность познавать; он постоянно стремится, так сказать, выйти из тела и войти в соприкосновение с предметами познания, посредством органов и орудий чувств. Чувства эти устремляются на внешние предметы; глаз смотрит на них, слух слушает, осязание ощущает. Поэтому и самые ранние вопросы, на которые человек требовал ответа, касались внешнего мира. Он искал разрешения тайн неба, звезд, земли, рек, гор, океана; и во всех древних религиях мы находим следы того, как человеческий ум, сначала ощупью, составлял представления об окружающем его. У него были боги неба, облаков, дождя, рек; все внешнее, что мы называем теперь явлениями и силами природы, олицетворено им в богах или посланниках неба. По мере того, как вопросы углублялись, внешние явления перестали удовлетворять человеческий ум, его энергия направилась внутрь, и вопросы коснулись, наконец, души человека. От макрокосма она отразилась внутрь, к микрокосму; от внешнего мира - в мир внутренний. | ||
|