Библиотека >> Жнана-йога.
Скачать 156.87 Кбайт Жнана-йога.
Целое
вселенной, прежде чем проявиться, было свернутым, а теперь развертывается во
всевозможные формы, чтобы опять затем свернуться. Возьмем, например, жизнь
маленького растения. Единство ему дают две вещи: рост, или развитие, и увядание,
или смерть. Эти объединяющие причины и составляют жизнь растения. Рассматривая
жизнь в настоящее время, как одно звено в цепи эволюции, мы можем считать всю
серию звеньев, начиная с протоплазмы и кончая наиболее совершенным человеком,
одной жизнью. Здесь человек представляет одно звено, а, как говорят
эволюционисты, разные формы обезьян, четвероногих, затем низших животных и
растений - другие звенья. Возвращаясь к самым маленьким частицам, с которых
начинается эволюция жизни, и принимая всю серию за одну жизнь, приложим к ней
только что открытый нами закон, - что каждая эволюция предполагает инволюцию
чего-то, существовавшего раньше. Мы найдем при этом, что вся серия, начиная с
самых низших и кончая самыми высшими, до совершенного человека, должна быть
инволюцией чего-то другого. Тут возможен вопрос - инволюцией чего? Что здесь
инволюционировало? Эволюционист скажет вам, что конечно не Бог, что идея о Боге
ложна. На вопрос - почему? - он ответит: "потому, что, хотя вы утверждаете будто
разум уже присутствовал при создании вселенной, но мы каждый день видим, что
разум в процессе эволюции появляется значительно позже. Он есть у человека и у
высших животных, которых мы считаем разумными; но мир существовал миллионы лет
прежде, чем эти существа появились". Не пугайтесь того, что они говорят, но
примените открытый нами закон. Дерево выходит из семени и возвращается в семя,
земля образуется из своей причины и оканчивается той же причиной, и это
происходит со всеми вещами; начало и конец всего всегда один и тот же. Что же
представляет конец всей нашей серии? Мы знаем, что если мы можем найти начало,
то можем найти и конец и - обратно - найдя конец, найдем и начало. Итак, возьмем
всю эволюционирующую серию, от протоплазмы на одном конце и до совершенного
человека - на другом, и будем на нее смотреть, как на одну вещь. На конце серии
мы видим совершенного человека. В начале он, очевидно, был тем же самым.
Протоплазма, таким образом, представляла инволюцию самой высшей разумности;
другого заключения сделать нельзя. Но это свернувшаяся разумность есть то, что
постепенно затем развертывается, пока не станет появляться в самом совершенном
человеке. Это может быть доказано с математической точностью. Действительно,
если закон сохранения энергии верен, вы не можете извлечь из машины ничего, чего
раньше не вложили в нее. Работа, которую вы получаете от паровой машины,
совершенно точно равна энергии, вложенной вами в машину, в форме воды и угля, -
ни на волос больше, ни на йоту меньше. Работа, которую я произвожу теперь,
представляет совершенно точно ту силу, которую я вложил в себя, в форме воздуха,
пищи и других вещей. К имеющимся в экономии природы материи и силе не может быть
приложено и от них не может быть отнято ни малейшей частицы, ни одного
пудо-фунта. Раз это так, то откуда взялся разум совершенного человека, если его
не было в протоплазме? Если его там не было, то он должен был появиться вдруг,
получиться из ничего, что, конечно, абсурд. Отсюда необходимо следует, что как
все другие существа кончают тем, чем начали, и только одно время
инволюционируют, а другое эволюционируют, совершенно также и совершенный,
свободный человек, человек-Бог, ставший выше законов и всего в природе, не
имеющий более нужды проходить через цепь последовательных рождений и смерти, -
"человек-Христос", как его называют христиане "человек-Будда" буддистов и
"Свободный", по выражению йоги, - развившись из клетки протоплазмы и составляя
конец эволюционирующей серии, несомненно находился свернутым в той же клетке
протоплазмы. Вернемся теперь к вселенной. Что, по нашему мнению, должно быть ее
концом? - Она развилась из Разума, и последнее, чем закончится ее эволюция,
очевидно, тот же Разум. Эволюционисты считают разум последним звеном в порядке
создания, а - значит, - он должен быть и первым звеном, т. е., его
причиной. Таким образом, последняя из теорий о вселенной подтверждает древнюю
теорию намеренности ее создания, разумного приспособления всех ее частей. Мы
расходимся с новейшими материалистами только в том, что признавая разум
последним продуктом в порядке создания или эволюции, вместе с тем утверждаем,
что если он последний, то должен быть также и первым. Материалист скажет:
"Прекрасно; но ведь, прежде чем появился человек и какое бы то ни было разумное
существо, прошли миллионы лет, и в это время не было разума". На это мы ответим:
тогда не было проявленного разума, но разум непроявленный существовал и,
так как конец создания есть разум, проявляющийся в совершенном человеке, то и
началом творения должен был быть тот же Разум. В начале он был свернутым, а в
конце развернулся. Сумма его, действующая в настоящее время во вселенной, должна
быть равна сумме разума, находившегося в свернутом состоянии в непроявленной
вселенной. Этот всемирный Космический Разум и есть то, что мы называем Богом.
| ||
|