Библиотека >> Жнана-йога.
Скачать 156.87 Кбайт Жнана-йога.
Наше знание о Боге гораздо больше, чем о
каком-либо предмете, потому что только в Нем и через Него мы можем знать всякий
предмет. Он истинная сущность знания, и вне Его мы ничего знать не можем. Он,
всемирный Я, - сущность нашего "я", а мы не можем знать что-нибудь у иначе, как
в этом "я" и через это "я". Все мы знаем только в Брахмане и через Брахмана. Бог
бесконечно ближе к нам, чем всякий предмет, и вместе с тем бесконечно выше. "Он
неизвестен и не неизвестен, но бесконечно выше того и у другого, и выше нашего
"я". Кто мог бы жить хотя бы одну секунду; кто мог бы хотя бы секунду дышать,
если бы Он, Благословенный, не наполнял Собой эту вселенную? - В Нем и через
Него мы дышим, в Нем и через Него существуем". Это не значит, что Он где-то
находится и заставляет обращаться мою кровь; но значит, что Он - Сущность
всего, Душа моей души. Никоим образом нельзя сказать, что мы Его знаем.
Чтобы знать что-нибудь, его надо прежде всего объектировать, поставить, так
сказать, вне себя. (Вспоминая, например, какой-нибудь предмет или лицо, мы
объективируем их, проектируя из себя. Всякое воспоминание, все вещи, которые я
видел и знал, все картины или впечатления всех вещей находятся в моем уме, и,
когда я стараюсь вспомнить их, первое мое действие состоит в проектировании их
вовне. Но этого нельзя сделать относительно Бога, потому что Он - самая
сокровенная сущность нашей души, и мы не можем, так сказать, выделить Его из
себя. Самые священные слова в веданте следующие: "Он - эссенция твоей души, Он -
истина, Он - я. Ты - Тот, о Шветакету!" Это именно то, что разумеется под "Ты -
Тот". Вы не можете описать Бога какими-нибудь другими словами. Все усилия языка,
называние Его Отцом, братом или самым дорогим другом, - будет попыткой
объектировать Его, и потому невозможны. Он вечный субъект всего. Я
субъект этого стула, - я вижу его; совершенно также Бог - Вечный субъект моей
души. Как можете вы объектировать Его, сущность вашей души, Действительность
всех вещей? Повторяю еще, Бог не познаваем и не непознаваем, но нечто
бесконечно высшее и одно с вами. То, что одно с нами, - не познаваемо и не
непознаваемо, но совершенно то же, что мое я, по отношению ко мне, или ваше я -
по отношению к вам. Вы не можете знать ваше собственное я, не можете выделить
его и сделать предметом, на который могли бы смотреть со стороны, так как не
можете отделить себя от него. Оно и не непознаваемо, потому что вы не можете
объектировать себя и, следовательно, не можете сказать, что оно непознаваемо. Но
что вам, в сущности, более известно, чем вы сами? Бог - предмет нашего познания
в этом же смысле. Таким образом, Бог ни известен, ни непознаваем, но бесконечно
превосходит и то и другое; Он - сущность всего Я.
Итак, мы видим, во-первых, что в самом этом вопросе есть противоречие и, во-вторых, что идея адвайты о единстве Бога предполагает указанный выше род единства, т. е., что мы не можем объектировать Его, так как живем и движемся в Нем, независимо от того, знаем ли это или нет. Все, что мы делаем, мы делаем в Нем и через Него. Затем остается вопрос, что такое время, пространство и причинность? Слово "адвайта" обозначает полное отсутствие двойственности, т. е. что есть только одно, а не два. Предполагается, что есть Абсолют, проявляющийся - через время, пространство и причинность - как многое. Могло бы поэтому казаться, что существует два; Абсолют и майя, или совокупность времени, пространства и причинности. Положение, что существуют эти два, кажется неопровержимым. Но адвайта отвечает, что их нельзя называть двумя. Во-первых, о времени, пространстве и причинности нельзя сказать, что они имеют независимое существование. Время безусловно зависимо, - оно изменяется от состояния нашего ума. Иногда, во время одного сна человек воображает, что прожил несколько лет; в другое время месяцы пролетают как секунды. Итак, время вполне зависит от умственного состояния. Затем идея о времени иногда совсем исчезает, а потом возвращается. То же самое и с пространством; мы не можем сказать, что оно такое. Оно недоступно определению и не может оставаться отдельно от всего прочего. То же и относительно причинности. Во всех их, - времени, пространстве и причинности - мы находим одну особенность, именно, что они не могут существовать отдельно от остальных вещей. Попробуйте думать о пространстве, которое не имеет ни цвета, ни границ, и никакой связи с вещами, в нем находящимися, о чисто-отвлеченном пространстве. Вы не в состоянии этого сделать. Вы принуждены представлять его между двумя границами или между тремя предметами. Чтобы иметь какое-либо существование, оно должно быть связано с каким-нибудь другим предметом. То же с временем. Нет такой вещи, как идея об отвлеченном времени; мы должны иметь два обстоятельства: одно - предшествующее и одно последующее, и связать их идеей времени. Время зависит от двух последовательных обстоятельств, также как пространство всегда зависит от двух внешних и одновременно существующих предметов. | ||
|