Библиотека >> Жнана-йога.
Скачать 156.87 Кбайт Жнана-йога.
Потому
что, какой лозунг всех нравственных кодексов? - Не я, но ты! Наше маленькое я
есть выражение Бесконечного, находящегося позади него и стремящегося проявиться
во внешнем мире. Бесконечное, Абсолютное, стремится проявить себя, и результат
этого стремления - вы и я. Но это маленькое я должно будет повернуть назад и
стремиться снова соединиться с Бесконечным, его собственной природой. Оно должно
открыть, что все время делало неправильные попытки. Мы узнаем, что сами
подставили наши плечи под колесо и сами должны уйти из-под него. Это открытие
делается ежедневно. Все время, когда вы говорите: "Не я, мой брат, но ты!" - вы
стараетесь уйти назад в непроявленное. Стараясь, наоборот, перевести Бесконечное
в проявленное, вы говорите: "Я, а не ты". Такой образ действия вносит в мир зло
и борьбу. После него должно начаться отречение, вечное отречение. Только тогда
маленькое я умрет и исчезнет. Только тогда вы узнаете, что для вас безразлично,
живете вы или умираете, так как все мысли о жизни и наслаждении ей здесь, или
расчеты на жизнь в каком-то другом состоянии или месте, но состоящую тоже в
чувственных наслаждениях, - те же, все повторяющиеся, рабство и смерть.
Если бы было верно, что мы в этом мире не что иное, как более развитые животные, то мы могли бы привести тот же самый аргумент, только в образном направлении, так как животные, в свою очередь, могут быть выродившимися людьми. Почему вы знаете, что это не так? Вся теория развития основана на факте, что мы находим ряд форм, идущих последовательно от самых низших до самых высших. Но как можем мы на основании этого утверждать, что они идут от низших вверх, а не от высших вниз? Одно и то же доказательство может быть приведено в подтверждение обоих положений, и, что касается меня, то я думаю, что процесс происходит как вверх, так и вниз, и серии повторяются. Потому что, как может быть эволюция без инволюции? Разве не ясно, что мы должны идти вниз по тем же ступеням, по которым шли вверх. Во всяком случае, главная идея, на которую я указываю, заключается в том, что мы представляем результат стремления Бесконечного найти для Себя выражение в конечном. Без сомнения, я хотел бы быть убежденным в совершенно противном. Но те две идеи, что Абсолют может быть вынужден проявиться, и что мы продолжаем двигаться вечно по прямой линии, я не принимаю. Обе они бессмыслица. Нет такой вещи, как вечное движение по прямой линии. Если вы бросите камень вперед, то наступит время, когда он опишет круг и вернется назад. Разве не математическая аксиома, что прямая линия, бесконечно продолженная, становится кругом? Итак, я держусь старых религиозных идей, проповеданных Христом и Буддой и высказанных в веданте и Библии, - что со временем мы все достигнем совершенства, но только отказавшись, отвернувшись от настоящего несовершенства. Весь этот мир ничто. В лучшем случае, он только скверная карикатура, только тень действительности. И в нем глупцы кричат о чувственных наслаждениях. Бежать в сбруе чувств легко, и легче всего ограничиваться по старому едой и питьем. И новые философы рекомендуют именно эти удобные идеи и ставят на них клеймо религии. Такие учения неверны. В чувствах - смерть, а мы должны стать выше смерти, потому что она не действительность. Только отречением мы можем достичь действительности. Отречение проповедуется во всех кодексах нравственности. Оно есть сила, проявляемая в каждом шаге, в каждое мгновение, когда мы не думаем о себе. Когда мы узнаем, что мы как бы мертвы, что маленькое я в нас умерло, только тогда мы достигаем действительности, и эта действительность, которая есть Бог, по словам веданты, наша собственная истинная природа! Бог всегда в вас, всегда с вами. Живите же и вы в Нем и оставайтесь в Нем. Это, хотя и кажется трудным, будет постепенно все легче и легче, и вы увидите, что такое состояние единственное радостное состояние, всякое же другое - смерть. Жизнь в сфере Духа только и есть жизнь. Во всех же других сферах - только смерть. На весь этот мир и на время, которое мы обречены проводить в нем, следует смотреть просто, как на место и время обучения. Только поднявшись выше его, можно наслаждаться настоящей жизнью.
Свобода души (Лондон, 5 ноября 1896 г.)
"Катха-упанишада", которую мы до их пор изучали, написана гораздо позднее, чем Чхандогья, к которой приступим теперь. Язык первой новее, и ее мысли обработаннее. В более старых Упанишадах язык вышедший из употребления, похожий на язык гимнов в некоторых частях Вед, и чтобы добраться в них до главных положений, приходится с трудом подвигаться вперед среди массы совершенно излишних предметов. Обрядовая литература, о которой я уже говорил вам, как о составляющей вторую часть Вед, оставила глубокий след на древней упанишаде, так что больше чем половина ее посвящена обрядам. | ||
|