Библиотека >> Жнана-йога.
Скачать 156.87 Кбайт Жнана-йога.
Но, с другой стороны, изучая эти
очень древние Упанишады, мы имеем то преимущество, что можем как бы наблюдать
историческое возникновение религиозных идей. В более поздних Упанишадах, в
которых религиозные истины собраны и сведены в одно место, - как, например, в
"Бхагавадгите", на которую мы можем смотреть, как на последнюю из упанишад, - мы
не находим и следа старой обрядности. Почти все стихи Гиты собраны из разных
мест Упанишад и в целом составили род букета. Но в них невозможно наблюдать в
строгой последовательности рост идей и нельзя проследить их до первоначальных
источников, - обстоятельство, составляющее, как часто было указано, огромное
преимущество изучения Вед, так как высокая идея святости, связываемая с этими
книгами, предохранила их лучше, чем все другие, от искажения. В них мысли самого
высокого и самого низкого уровня одинаково сохранены, и никто никогда не
осмеливался касаться их, существенны они или не существенны, в высшей степени ли
облагораживают или касаются самых пустых подробностей. Конечно, от времени до
времени, являлись комментаторы, пытавшиеся смягчить их противоречия и из очень
старых вещей извлечь новые идеи, находя религиозные истины в самых обыкновенных
положениях; но самые тексты оставались нетронутыми и представляют в настоящее
время самое редкое в мире поле для исторических исследований.
В священных писаниях почти всех других религий, с течением времени и с ростом и развитием мысли, слова изменяются и вместо одних ставятся другие, а вещи, не соответствующие духовному прогрессу времени, совсем выбрасываются, и это совершенно независимо от смягчающего влияния комментаторов. В литературе же Вед этот процесс вероятно никогда не происходил, а если и происходил, то результаты его почти незаметны. Таким образом, здесь мы имеем огромное преимущество, - можем изучать мысли в их первоначальном значении, замечать, как они постепенно развиваются, как из материалистических идей возникают все более и более тонкие идеи духовные, пока не достигнут наибольшей высоты в веданте. В этих Упанишадах приведены также некоторые старые нравы и обычаи, но не очень много. Язык же их отличается особенным изяществом, способствующим их запоминанию. Но писавшие эти книги, желая напомнить читателю какие-нибудь факты или истории, которые они считали хорошо известными, не излагали их, а ограничивались подстрочными на них ссылками. И это представляет теперь неудобство, состоящее в том, что мы лишены возможности узнать подлинный текст какой бы то ни было из историй, на которые они ссылаются, так как предание о них почти уже утрачено, а то немногое, что осталось, сильно изменено. Они подверглись стольким новым толкованиям, что, когда вы встречаете те же самые вещи в Пуранах, они уже развернулись в поэтические поэмы. Как в истории западных рас закон политического развития выражается в факте, - что они не могут переносить идеи управления одним человеком против этой формы правления, переходя постепенно к демократическим утверждениям и более широким понятиям о физической свободе, - так же и в Индии замечается то же явление, но только в области метафизики и духовной жизни. Сначала первоначальное множество богов уступает место одному Богу Вселенной, а затем, в Упанишадах, поднимается восстание и против одного Бога. Для мыслителей этого периода не только становится невыносимой идея о многих Правителях, из которых каждый управляет своей областью, но их умы не выносят потом и того, что даже одно лицо может управлять Вселенной. Так, по-видимому, возникла эта идея, а затем все росла, пока не достигла предела. Во всех почти Упанишадах раньше или позже встречаем идею о низложении Единого Бога Вселенной. Личный Бог исчезает и Его замещает Безличный. Он уже не лицо, не человеческое существо, занимающее место Правителя миров, как бы оно ни было возвеличено и распространено, но принцип, воплощенный в нас и во всех существах, и присущий всему космосу. После этого, отвергнув личного Бога, ради безличного, было бы нелогично продолжать смотреть на человека, как на личность; и, следовательно, понятие о человеке, как о личности, тоже должно быть отброшено, и человек, в свою очередь, должен рассматриваться как принцип. Снаружи личность, внутри принцип, - таково должно быть истинное представление о нем. Так, одновременно в двух направлениях, шел процесс разрушения личности и перехода к принципу; личный Бог переходит в безличного Бога и личный человек - в безличного человека. Так последовательными ступенями развивалось великое представление о Боге и человеке. Мы видим две сходящиеся линии, Безличного Бога и безличного человека, и Упанишады сводят их последовательно так, что, наконец, они становятся одной. Последнее слово каждой упанишады: "Ты - Тот!" Есть только Один Принцип, Один вечно блаженный и этот один Принцип проявляет Себя во всем этом разнообразии. Задача Упанишад на этом, по-видимому, кончается, и дальнейшее - уже дело философов и логиков. План работы Упанишадами дан, и последним остается выработать только подробности. | ||
|