Библиотека >> Жнана-йога.
Скачать 156.87 Кбайт Жнана-йога.
Ночью проходил вор и
сказал: "Это полицейский". Пришел туда же юноша, чтобы встретить свою
возлюбленную, и подумал, что это она; пришел и ребенок, наслушавшийся историй о
привидениях, и начал плакать и кричать, что это привидение. А все время это был
только пень! Мы видим мир таким, каковы мы сами; то, что у нас внутри, мы
видим вне нас. Положите на стол мешок с золотом и оставьте там ребенка. Если
придет вор и возьмет золото, будет ли знать ребенок, что оно украдено? - У
ребенка нет внутри вора, и он не увидит вора и вне себя. Не говорите о
порочности мира и его грехах. Плачьте, что вы сами все еще принуждены видеть
порочность. Плачьте, что вы не можете не видеть везде греха, и если хотите
помочь миру, не осуждайте его. Не ослабляйте его еще больше. Что такое грех и
что такое несчастье, как не результаты слабости? Людей с детства учат, что они
грешны и слабы. Мир постоянно ослаблялся такими мыслями. Учите же его, напротив,
что, даже самые слабые в проявлении, все прекрасны, что все они дети бессмертия.
Пусть положительная, сильная, целебная мысль с самого детства входит в их умы.
Отбросьте ослабляющую, парализующую мысль. Будьте сами открыты для великих
мыслей. Говорите вашему собственному уму: "Я - Он! Я - Он!" Пусть это день и
ночь звучит в вашем уме, подобно песне, и далее на пороге смерти твердите: "Я -
Он!" В вас сосредоточены бесконечные силы мира. - Это истина. Гоните суеверие,
до сих пор омрачавшее ваш ум. Будьте смелы. Знайте истину и осуществляйте ее.
Цель может быть далека, но проснитесь! Воспряньте! Боритесь и не
останавливайтесь до тех пор, пока не достигнете цели.
Человек действительный и кажущийся (Нью-Йорк)
С тех пор, как человек начал думать, он постоянно устремляет свой взор вперед, стремится заглянуть в будущее. Он хочет знать, куда он идет, где очутится после того, как его тело разрушится. Предлагались разные теории, системы и объяснения, и все они, одна за другой, были отвергнуты, и это будет продолжаться всегда, пока существует человек, пока он думает. В каждой из этих систем есть доля истины, и во всех них масса неверного. Я постараюсь изложить вам сущность результатов исследований, которые были сделаны в этом отношении в Индии; попытаюсь согласовать различные мнения по этому предмету, возникавшие от времени до времени у индийских философов, попробую объединить результаты, добытые как психологами, так и метафизиками, а если окажется возможным, то и те, к которым пришли новейшие ученые мыслители. Задача всей философии веданты заключалась в отыскании единства. Индусский ум не заботится о частностях, он всегда ищет общего, больше того - всеобщего. "Что есть то, зная что, становится известным все остальное"? Это наш единственный вопрос. Все наши усилия направлены к отысканию того, знание чего делает для нас понятной всю вселенную, подобно тому, как знание состава одного комка глины дает понятие о составе всего, сделанного из глины. К этому направлены все наши поиски. По мнению мыслителей-ведантистов, вся вселенная состоит из одного вещества, которое они называют акаша. Все нас окружающее, все, что мы воспринимаем зрением, обонянием, осязанием, или вкусом, все это только дифференцированное проявление этой акаши, тонкой и всепроникающей первичной материи. Все, что мы описываем как твердое, жидкое, или газообразное, все формы, образы, тела, - земля, солнце, луна, звезды, - все состоит из этой акаши. Под чьим же воздействием на акашу из нее образовалась вселенная? - Рядом с акашей существует всеобъемлющая сила. Все, что во вселенной обнаруживается как сила, - притяжение, отталкивание и даже мысль, - только проявления этой одной силы, называемой индусами праной. Прана, действуя на акашу, создает вселенную. В начале цикла прана как бы спит в бесконечном океане акаши; она существует, но бездеятельна. Затем, под ее воздействием, океан акаши приходит в движение, и из него выделяются все небесные системы: группы солнц, лун и звезд, и земля с ее человеческими существами, животными и растениями. Таким образом, согласно мыслителям-ведантистам, все проявления силы состоят из праны, материя же во всех ее формах - сгущенная акаша. Когда цикл кончается, все, что мы называем твердым, переходит в следующую, более тонкую форму, в жидкость, жидкости превращаются в газы, газы - в еще более тонкие и простые состояния, и так далее, пока все не обратится опять в первоначальную акашу, а все, называемое движением, притяжением и отталкиванием, не перейдет постепенно в первичную прану. После этого, в течение некоторого долгого периода, прана спит, а затем опять просыпается, производит всевозможные формы и, когда новый цикл приходит к концу, все опять успокаивается. Таким образом, процесс творения представляет как бы ряд волн, или, по выражению современной науки, бывает статическим в течение одного периода и динамическим - в течение другого. Одно время он остается потенциальным, другое - становится активным. | ||
|