Библиотека >> Парадоксы свободы в учении фихте

Скачать 77.84 Кбайт
Парадоксы свободы в учении фихте

С. 96.

Там же. С. 98.

Там же. С. 105.

Там же. С. 108.

"...Все находящиеся на руках у граждан мировые деньги, т.е. все залога и серебро надо было бы изъять из обращения и обменять на новые туземные деньги, т.е. на такие, которые имели бы хождение только в стране, но в ней имели бы исключительное хождение" (там же. С. 141).

Там же. С. 164.

Бэкон Фр. Соч.: В 2 т. М., 1972. Т. 2. С. 522.

О том, что идеальные государства размещались преимущественно на островах и о причинах этого см. социологическое исследование Ганса Фрайера "Политический остров" (Freyer H. Die politische Insel. Leipzig, 1936).

Меринг Ф. История германской социал-демократии. М.; Пг., 1923. Т. III. С. 81.

"Какое значение имеет эта (фихтева. – П.Г.) система в развитии экономической мысли? – ставит вопрос Г. Гирш. – Прежде всего речь идет о первой разработке системы планового хозяйства, и при этом рассматриваются экономические проблемы – плановое хозяйство впервые предстает здесь не как игра фантазии и желанная мечта, а как экономическая задача" (Hirsch H. Fichtes Beitrag zur Theorie der Planwirtschaft... S, 219).

Это противоречие фихтевской философии отмечалось некоторыми исследователями еще в 20-е годы; см., напр.: Hirsch H. Die Reich-Gottes-Begriffe des neueren europдischen Denkens. Gцttingen, 1921. S. 22-27.

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. M, 1956 С. 586.
7

Fichte I.G. Werke. Auswahl in sechs Bдnden / Hrsg. von F. Medicus. Leipzig, 1909. Bd. 2. S. 580.

Ibid. S. 584.

См.: Fichtes Leben und literarischer Briefwechsel. Bd. 1-2 / Hrsg. von J. H. Fichte. Leipzig, 1862. Bd. 2. S. 321-322.

Ibid. S. 321-322.

Ibid. S. 357-358.

Ibid. S. 366-367.

Прокл. Первоосновы теологии. Тбилиси, 1972. С. 40.

Там же.

Там же. С. 40-41.

Там же.

См. Fichtes Leben und literarischer Briefwechsel. Bd. 2. S. 367.

Fichte I.G. Werke. Auswahl in sechs Bдnden. Leipzig, 1912. Bd. 6. S. 36.

Ibid. S. 38.

Ibid. S. 35-36.

Drechsler 1. Fichtes Lehre vom Bild. Stuttgart, 1955. S. 34, 37.

Фихте И.Г. Факты сознания. Спб., 1914. С. 135.

Fichte I.G. Nachgelassene Werke / Hrsg. von I. H. Fichte. In 3 Bd. B., 1834-1835; 1835, Bd. 2. S. 170.

Sдnke W. Einheit und Vielheit. Grundzьge von Fichtes Lebens und Bildlehre // Einheitskonzepte in der idealistischen und in der gegenwдrtigen Philosophie. Bern; Frankfurt; New York; Paris, 1987. S. 47.

Фихте. Факты сознания. С. 135.

Ближе всего здесь то понимание Абсолюта и его образа – логоса, или знания, которое христианское учение о Боге-Отце и Боге-Сыне получило в немецкой мистике.

Фихте. Факты сознания. С. 125.

Там же. С. 128.

Это значение фихтевского термина "абсолютное знание" правильно охарактеризовал Ж. Ипполит. "Абсолютное знание является не историческим концом знания, а оправданием его открытости. Спросить: "Как возможен опыт?" – это все равно что спросить: "Как возможна встреча, если она не скрывает в себе абсолютной трансценденции?" "Мы встречаем лишь то, что постигаем, но постигаем мы лишь то, с чем встречаемся". Встреча и постижение взаимно обусловливают друг друга – это тема, которую в абстрактном виде проводит Фихте" (Hyppolite l. Die Fichtesche Idee der Wissenschaftslehre und der Entwurf Husserls // Husserl et la pensee moderne. Den Haag, 1959. P. 185). Действительно, абсолютное знание есть исходное условие открытости опыта. Ипполит, правда, описывает учение Фихте в терминах современной феноменологии.

Вышеславцев Б. Этика Фихте. М., 1914. С. 345.

Духовные проповеди и рассуждения Мейстера Экхарта. М.. 1912. С. 139

Там же. С. 103-104.

Там же. С. 120.

Там же. С. 38.

Там же. С. 53.

В письме к Фихте его современник Г. Якоби сформулировал следующую альтернативу: "Либо есть Бог, и он существует вне меня как живое, для себя сущее существо, либо же Я есмь Бог. Третьего не дано" (Fichte L G. Briefwechsel / Hrsg. von H. Schulz. In 2 Bd. 1925. Bd II. S. 47). Фихте на протяжении многих лет пытался разрешить эту альтернативу, ища именно "третье".

Не случайно Фихте видел главное заблуждение Спинозы в том, что последний исходил из Бога как данного, тогда как Бог есть то, что должно быть.

Schlegel Fr. Studien zur Philosophie und Theologie. Mьnchen; Paderborn; Wien, 1975. S. 78.

См.: Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. С. 289.

См. об этом: Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983. С. 146-149.

Fichte I.G. Werke. Leipzig, 1910. Bd. 5. S. 178.

Ibid.

Ibid. S. 179.

Ibid. S. 179-180 (курсив мой. – П.Г.)

Ibid. S. 180-181.

Ibid.

Ibid. S. 182.

О том значении, которое придавалось воспитанию и образованию в Германии на протяжении многих веков, а также об изменении смысла этих понятий см. интересное исследование: Lichtenstein E.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44