Библиотека >> Парадоксы свободы в учении фихте
Скачать 77.84 Кбайт Парадоксы свободы в учении фихте
В этом вопросе справедливые соображения высказаны В. А. Лекторским: "Трансцендентальный субъект в понимании философского трансцендентализма принципиально отличен от коллективного субъекта как конкретной социально-исторической общности. В самом деле. Трансцендентальный Субъект, как считают трансценденталисты, – это особая личность, сверх-индивидуальное Я. Вместе с тем он сверх-эмпиричен и существует вне времени и пространства. Между тем, хотя коллективный субъект отличен от индвидуального, он вполне эмпиричен и имеет определенные пространственно-временные границы. Трансцендентальный Субъект доступен лишь "изнутри", со стороны индивидуального сознания и по существу является глубинным слоем последнего" (Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1980. С. 282-283).
"Актуализм, определивший фихтево понимание всего духовного, обнаруживает здесь его ценностную тенденцию: чистая деятельность, самодеятельность как таковая есть основная этическая ценность" (Heimsoeth H. Fichte. Mьnchen, 1923. S. 151). Schwarz H. Fichte und wir. S. 94. 5 Здесь необходимо оговориться. Именно потому, что математическое естествознание нового времени, в основе которого лежала механика, элиминировало из природы понятие цели, сделав его употребление незаконным, это последнее постепенно все более переходит из сферы бытия в целом, в том числе и природы, в сферу совсем другого – неприродного бытия – человеческого и социального. Вслед за Кантом считая категорию цели к природе неприменимой, Фихте, как видим, для объяснения целесообразного устройства человеческого тела должен выводить его определения из структуры человеческой воли и целеполагающей деятельности. Именно у Канта и Фихте философия природы радикально отделяется от философии культуры: в природе царит только закон необходимости, тогда как в мире культуры – принцип свободы и осмысленной целесообразности. Fichte I.G. Werke. Auswahl in sechs Bдnden / Hrsg. von F. Medicus. Leipzig, 1908-1911. Bd. 2. S. 89. Ibid. S. 17. См. об этом: Gurwitsch G. Kant et Fichte, interpretes de Rousseau // Revue de metaphysique et de morale. 1971. Vol. 76. P. 385-405. Fichte I.G. Werke. Bd. 2. S. 14. Это отделенное положение права не так легко сохранить. Сам Фихте в "Опыте критики всякого откровения" в сущности выводил право из нравственного закона, а в ранних статьях ("Требование от государей Европы свободы мысли" и "К исправлению суждений публики о французской революции") включал право в сферу нравственности. Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 5. С. 276. Fichte I.G. Werke. Bd. 2. S. 21. Имеется в виду воздействие на Я чего-то другого, внешнего ему, в данном случае – другого Я. Fichte I.G. Werke. Bd. 2. S. 39-40. Ibid. S. 42-43. Ibid. S. 43. Ibid. См. об этом: Bucher R. Staat und Kirche in der Philosophie I. G. Fichte. Tьbingen, 1952. Сам термин "коллективное сознание" у Фихте не встречается, но мысль о том, что только благодаря взаимодействию индивидов становится возможным сознание со всеми своими определениями, явственно прослеживается в философии права 1796 г. Не случайно этой работой так заинтересовались социологи в XX в. К примеру, западногерманский социолог Г. Шельский строит свою теорию "гемайншафта" на базе философии права раннего Фихте (см.: Shelsky H. Theorie der Gemeinschaft nach Fichtes "Naturrecht" von 1796. B., 1935. S. 15-17). "Я могу требовать от определенного разумного существа признавать меня за разумное существо лишь постольку, поскольку я сам обращаюсь с ним как с разумным" (Fichte l. G. Werke. Bd. 2. S. 48). Fichtes Leben und literarischer Briefwechsel / Hrsg. von I. H. Fichte. Leipzig, 1862. Bd. 2. S. 166. Чичерин Б. История политических учений. М., 1874. Ч. 3. 6 Сравнительный анализ различных договорных теорий государства в XVII и XVIII вв., в том числе и учения о государстве Фихте, дан у западногерманского исследователя Р. Шотки (см.: Schottky R. Untersuchungen zur Geschichte des staatphilosophischen Vertragstheorie im 17 und 18 Jahrhundert: (Hobbes-Locke-Rousseau-Fichte). Mьnchen, 1962. S. 167-175). Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983. С. 244-245. Фихте И.Г. Замкнутое торговое государство. М., 1923. С. 88. Там же. С. 33. Там же. С. 37. Там же. С. 82 (курсив мой. – П.Г.). Там же. С. 84. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.; Л., 1935. Т. II. С. 249 (курсив мой. – П.Г.). Там же. С. 210. Фихте И.Г. Замкнутое торговое государство. С. 61. Hirsch H. Fichtes Beitrag zur Theorie der Planwirtschaft und dessen Verhдltnis zu seiner praktischen Philosophie // Der transzendentale Gedanke / Hrsg. von K. Hammacher. Hamburg, 1981. S. 216. Сходство экономической теории Фихте с цеховым производством отмечали такие исследователи, как Эд. Целлер, В. Рошер и Марианна Вебер. Фихте. Замкнутое торговое государство. | ||
|