Библиотека >> Наука логики
Скачать 576.03 Кбайт Наука логики
По поводу определения, каким оно в своем движении выступает в рефлективном суждении, следует еще заметить, что в суждении наличного бытия движение этого определения обнаруживалось в предикате, так как это суждение имело определение непосредственности, и поэтому субъект выступал как то, что лежит в основании. По этой причине в рефлективном суждении акт определения совершается в субъекте, так как это суждение имеет своим определением рефлектированное в-себе-бытие. Суть здесь составляет поэтому всеобщее или предикат; предикат составляет [здесь 1 поэтому то лежащее в основании, чем следует мерить субъект и соответственно чему должен быть определен субъект - Однако и предикат получает дальнейшее определение через дальнейшее развитие формы субъекта, но получает его косвенно, предыдущее же определение оказывается по указанной выше причине прямым дальнейшим определением. Что касается объективного значения [рефлективного] суждения то в нем единичное вступает в наличное бытие через свою всеобщность, но как остающееся в существенном определении отношения, в существенности, сохраняющейся через все многообразие явления; субъект должен быть тем, чтб определено в себе и для себя; эту определенность он имеет в своем предикате. С другой стороны, единичное рефлектировано в этот свои предикат который есть его всеобщая сущность; тем самым субъект есть существующее и являющееся. Предикат в этом суждении уже не присущ субъекту; скорее он в-себе-сущее, под которое подведено это единичное как акцидентальное. Если суждения наличного бытия можно определить и как суждения присущности (Urteile der Inbarenz), то суждения рефлексии-это скорее суждения подведения (Urteile der Subsumtion). а) Сингулярное суждение (Das singulare Urteil) Итак, непосредственное рефлективное суждение гласит опять-таки: «Единичное всеобще»; но субъект и предикат имеет указанное выше значение; поэтому можно точнее выразить эти суждение так: «Вот это (Dieses) есть нечто по существу своему всеобщее». Но некоторое «вот это» не есть нечто по существу своему всеобщее. Указанное выше положительное по своей всеобщей форме суждение вообще следует брать отрицательно. Но так как суждение рефлексии есть не просто нечто положительное, то и отрицание прямо не касается предиката, который в этом суждении не присущ [субъекту], а есть в-себе-сущее. Субъект есть скорее то, что изменчиво и подлежит определению. Поэтому отрицательное суждение следует здесь формулировать так: не некоторое это вот (Nicht ein Dieses) есть нечто всеобщее рефлексии; такое «в себе» обладает более общим существованием, чем существование лишь в «вот этом». Сингулярное суждение имеет поэтому свою ближайшую истину в партикулярном суждении. в) Партикулярное суждение (Das partikulare Urteil) Неединичность субъекта, которая должна быть положена вместо его сингулярности в первом рефлективном суждении, есть особенность. Но единичность определена в рефлективном суждении как существенная единичность; поэтому особенность не может быть простым, абстрактным определением, в котором единичное было бы снято и существующее исчезло бы в основании, а может быть дана лишь как расширение его во внешней рефлексии; поэтому субъектом служат «некоторые вот эти» или «некоторое особенное множество единичных». Это суждение: «некоторые единичные суть нечто всеобщее рефлексии» - выступает прежде всего как положительное суждение, но оно в такой же мере и отрицательное; ибо «некоторое» содержит всеобщность; со стороны этой всеобщности его можно рассматривать как объемлющее; но поскольку «некоторое» есть особенность, оно и не соответствует всеобщности. Отрицательное определение, полученное субъектом благодаря переходу сингулярного суждения [в партикулярное], есть, как показано выше, также определение соотнесения, связки. - В суждении «некоторые люди счастливы» заключается непосредственный вывод: «некоторые люди не счастливы». Если некоторые вещи полезны, то именно поэтому некоторые вещи не полезны. Положительное и отрицательное суждения уже не оказываются одно вне другого; нет, партикулярное суждение непосредственно содержит оба суждения вместе именно потому, что оно рефлективное суждение. - Но в силу этого партикулярное суждение неопределенно. Если мы в примерах такого суждения будем, далее, рассматривать субъект - «некоторые люди», «некоторые животные» и т. д., то окажется, что, кроме партикулярного определения формы «некоторые», он содержит еще и определение содержания - «человек» и т. д. Субъект Сингулярного суждения можно было выразить [словами ]: «этот человек», - сингулярность, которая, собственно говоря, принадлежит к сфере внешнего показывания; правильнее поэтому выразить субъект [каким-нибудь словом], например, «Кай». Субъектом же партикулярного суждения уже не могут быть «некоторые Каи»; ведь Кай должен быть единичным, как таковым. К [слову] «некоторые» присоединяется поэтому более всеобщее содержание, например «люди», «животные» и т. д. Это не только эмпирическое содержание, но и определяемое формой суждения, а именно, содержание есть [здесь] нечто всеобщее, ибо [слово] «некоторые» содержит всеобщность, и эта всеобщность должна быть в то же время отделена от единичных, так как в основании лежит рефлектированная единичность. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
| ||
|