Библиотека >> Америка

Скачать 135.25 Кбайт
Америка



Современность зла и зло современности

Бодрийяр - наш современник, который считает, что программа
спасения, объявленная франкфуртцами, как бы выполнена, но не
принесла положительных результатов. Все стали заботиться о правах
человека, о спасении природы и даже культивировать любовь к
высокому искусству (в какое время на стадионах собирались десятки
тысяч людей, чтобы слушать оперные арии?). Для Бодрийяра спасение
людей приходит не со стороны позитивного, а со стороны
негативного: катастрофы, эпидемии, наркомания, психические
расстройства, терроризм и т. п. формы зла - только они, если не
образумят, то по крайней мере укрепят тела и души людей. Главная
опасность - размягчение телесной, природной субстанции культуры,
отрыв от корней, утрата не только почвы, но и тела. Человек,
живущий в стерильной обстановке (общество стало гигантским
профилакторием) утратил способность сопротивляться вирусам. Стали
исчезать люди, способные переживать чувство ответственности за
происходящее. Души людей, дрожащих от сладкого ужаса перед
экранами ТВ, но реально не испытывающие никаких лишений, утратили
чувство сострадания и солидарности.
В каждую эпоху находятся люди, которым кажется, что время
"сошло со своих кругов". Это значит, что
[17]
оно ушло по отношению к ним вперед и они перестали чувствовать
себя в повседневной жизни так, как рыбы чувствуют себя в воде, а
птицы в воздухе. "Порвалась связь времен". Новое, появлению
которого мы сами немало способствуем, пугает нас, ибо в своей
внутренней жизни мы начинаем с какого-то момента двигаться в
обратном направлении, к истокам - к наставлениям и поучениям отцов
и дедов. Вдруг осознаешь, что в жизни пришлось повторить то,
против чего восставал. Так и книга Бодрийяра направлена поперек
течения времени. Критик официальной идеологии, академической
науки, которая под видом абсолютных истин насаждала правила
сохранения института надутых мандаринов, стал жалеть о распаде
культурных норм - так теперь стало называться то, что ранее в
революционной фазе расценивалось как чисто буржуазное явление. Как
будто проснувшись после тяжелого похмелья, Бодрийяр с ужасом
оглядывается вокруг и вспоминает вчерашнюю оргию.
Оргиастическое начало в культуре после Ницше стало, хотя и не
совсем пристойным, однако же необходимым, Особенно Шпенглер в
своей работе подчеркивал "фаустовский дух" культуры и даже видел в
его угасании причину "заката Европы". Конечно, ценилась творческая
оргия, "праздник созидательного труда", как это выражали
большевики, которым так же был внутренне близок "прометеев огонь".
Политическая революция, до того как она окончательно исчерпает
себя и провозгласит "Король умер, да здравствует король!",
нуждается в культурном авангарде. Но, как это не парадоксально, в
нем нуждается и победившая буржуазия. Видимо, рынок революционнее
самой революции. Почему же они несовместимы? Или, может быть, так:
почему рынок - это революционное по отношению к храму и другим
моральным пространствам начало - становится по-особенному
консерватив-
[18]
ным? По-особенному - это значит, стимулирует кипучую деятельность,
ускоряет обращение товаров и денег, но при этом утрачивает связь с
тем, ради чего все это, собственно, должно двигаться. Рынок
стимулирует движение ради движения. Рыночная экономика порождает
мобильного индивида, который осваивает весь мир в поисках выгодных
сделок. Он приводит в движение товары, деньги и идеи. Но сегодня
это похоже на то, как мотор начинает работать вразнос: выключено
g`fhc`mhe и прервана связь с трансмиссией, однако топливо сгорает
в результате перегрева стенок цилиндров. Так и рынок начинает
работать сам на себя и буквально все оценивать скоростью
циркуляции. Он уже не регулируется даже законом стоимости, и
сегодня мало кто понимает причины скачков индекса Доу Джонса,
потому что никто не знает, сколько стоит доллар на "самом деле".
Товары продаются по принципу "дороже, чем дорого", а деньги,
утратившие связь с материальным обеспечением, становятся чисто
спекулятивным знаком, символическим капиталом. Вспоминается
описание А. Толстым процесса спекуляции во время первой мировой
войны: торговец достает мешок сахара и перепродает его другому,
тот - третьему и т. д. Итак, в наличии всего один мешок сахара, и
он не увеличивается (тем более, что перепродается накладная), но
деньги растут, как снежный ком.
Все превращается в знаки, даже то, что раньше приносило
непосредственное удовольствие. Удовольствия, как чисто
человеческой непосредственной радости, можно сказать, не стало
совсем. Оно само стало знаком. На место материальности вещей и
идеальности ценностей пришла новая семиотика мира. Промышленность
и рынок, искусство и наука - буквально все сферы производства
нынче создают исключительно символические ценности, а точнее,
знаки.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69