Библиотека >> Америка

Скачать 135.25 Кбайт
Америка

Точно так же
современный интеллектуал с помощью компьютера пересекает духовное
пространство. Виртуальный человек становится окончательно
безжизненным за экраном компьютера. Это отсутствие движения
несомненно оказывается препятствием мышлению. Это цена, которую
следует учитывать. Как очки и контактные линзы стали нашими
родовыми протезами, ибо мы теряем зрение, так и компьютер
становится искусственным протезом теряющих способность мыслить
людей.
Искусственный интеллект - не интеллект, потому что он не
искусственный. Действительное искусство, изображающее тело в его
страданиях, знаки в их использовании - в жестах и мимике, в масках
и танцах, искусство, интересующееся всем тем, что движется и
меняется в человеке, является способом его мысли о мире и о самом
себе. Интеллектуальные машины искусственны в одном специфическом
смысле этого слова - они разлагают на простые дигитальные моменты
различные языковые, познавательные и телесные процессы, чтобы
потом создать их искусственные модели. Но речь идет не о том, что
генерируются реальные объекты, а о том, что они изменяются, и на
их место подставляются иллюзорные. Искусственный интеллект -
молодая общественная машина, в которой добродетелью является
отсутствие страдания.
Говорят, что человек отличается от машины тем, что испытывает
наслаждение. Каждая разновидность протеза порождает свои формы
удовольствия, но среди них нет таких, которые вызваны тем, что
человек является человеком. Конечно, мы стараемся задать машине
[37]
идею человека, но всегда запаздываем, и поэтому машина задает свое
представление о нем и тем самым определяет его место. Человек
может исходить в своей деятельности из представления о том, что он
есть, и менять самосознание, а машина не может перешагивать через
представления о самой себе. Она не признает иронии и тем более
эксцесса относительно функционирования, от которых человек может
получить удовольствие и таким образом дистанцироваться от своей
служебности, К несчастью, машина не может выйти за рамки своих
операций, и в этом причина глубокой меланхолии компьютера. (Может
быть только, компьютерный вирус - это электронная форма протеста
против своей заданности и пародийное моделирование собственного
машинного интеллекта.)
Виртуальные общественные машины порождают телематического
человека. Он рассматривает их работу как своеобразный
интеллектуальный спектакль о функционировании своего собственного
мозга и аналогичным образом пытается понять свои фантазмы и
виртуальные удовольствия. В случаях познания и удовольствия он
одинаково связан с машиной. Для него Другой, партнер переговоров -
это экран, а не зеркало. Интерактивный экран превращает процесс
общения в процесс коммутации, где подобное контактирует с
подобным. Тайна Интерфакса в том, что Другой - виртуально тот же
самый, другость другого конфискуется машиной. Даже телефонный
разговор отличается от электронной почты. В передаче и в
восприятии текста на экране есть какой-то тайный эротизм, какой-то
промискуитет. В стадии зеркала мы переживаем различие Я и Другого
и их отчужденность. Но сегодня мы живем в стадии экрана,
Интерфакса, коммутации. Все наши машины имеют экраны, интерактивно
связанные с человеком. То, что по-
[38]
является на экране, требует особого режима чтения. Это дигитальное
восприятие, когда глаз прерывисто движется вдоль линии вслед за
курсором. Такой же характер имеет и общение с партнером
переговоров - тактильное и прерывистое. Даже голос, встроенный в
современную электронную связь, - тактильный, функциональный голос,
нулевая ступень голоса. Экран меняет общую парадигму
сенсибильности, он уничтожает дистанцию образа и взгляда. С
исчезновением дистанции исчезло место зрителя. Мы впадаем в
своеобразную имагинативную кому перед экраном, который требует
бесконечного взгляда, порождает промискуитет и своеобразную
порнографию. Это не световой образ, а телеобраз, который находится
на таком расстоянии, которое принципиально непреодолимо
человеческим телом. Даже дистанция языка и зеркала были преодолимы
rekeqmn, и поэтому было возможно человеческое общение. Экран -
виртуальная реальность, допускающая только самые абстрактные формы
коммуникации.
Коммуникация, осуществляющаяся на основе слов, жестов и
взоров, является континуальной и обязательно (вблизи или вдали)
предполагает другого, как тело - того, что окружает. По-другому
протекает виртуальная коммуникация. Экран наших образов,
интерактивный экран одновременно - далекий и близкий: слишком
близкий, чтобы быть истинным (иметь драматическую интенсивность
сцены), и слишком далекий, чтобы быть ложным (сохранять сложную
дистанцию с искусственным). Они задают меру человеческого,
эксцентрического, соответствующего концентрации пространства и
растворению тела.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69