Библиотека >> Америка

Авторы: Бодрийяр Жан
Скачать 135.25 Кбайт
Америка

ЖАН БОДРИЙАР
АМЕРИКА

Перевод с французского Д. Калугин

Санкт-Петербург, Владимир Даль, 2000


В квадратных скобках [] номер страницы.
Номер страницы предшествует странице.

В круглых скобках () номера подстраничных примечаний
переводчика.


СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. Б.В.Марков После оргии
АМЕРИКА
Исчезающая точка
Нью-Йорк
Звездная Америка
Воплощенная утопия
Конец могущества
Desert for ever



[5]
Б. В. Марков

ПОСЛЕ ОРГИИ

Жан Бодрийяр родился в 1929 в Реймсе. Профессор социологии в
университете Париж-Нантер, редактор журналов "Utopie",
"Traverses". Переводил сочинения Б. Брехта. Публикации: в 1968
"Система вещей (есть на русском языке), La Societe de Consommation
(1970), Le Miroir de la Production (1973), L' echange Symbolique
et la Mort (1976), Oblier Foucault (1977), L'effet Beaubourg
(1977), Le P.C. ou les paradis artificiels du politique (1978).
Наиболее яркие сочинения последнего десятилетия - "Год 2000 может
не наступить" (1990), "Прозрачность зла" (1990).
"Америка" (1986) - философско-художественное эссе о
современности, главной особенностью которой является создание все
более искусственной среды обитания, в которой человек уже не
страдает от тяжелого труда, болезней, голода, насилия, войн и даже
не переживает тяжелых душевных конфликтов. В Америке все молоды,
здоровы, непрерывно едят и широко улыбаются, по ночам там не гасят
огни, радио и ТВ работают 24 часа в сутки. Американцы совершенны
как боги: благодаря спорту, аэробике, медицинским препаратам,
лицевой хирургии они могут конструировать свою внешность, которая
раньше была дана как судьба. Бодрийяр восхищен Америкой, правда,
отдель-
[6]
ные облака на ее чистом небе смущают его. В "Прозрачности зла" он
пытается философски осмыслить то, что увидел в Америке, и
осознает, какую цену пришлось заплатить за этот рай. Он далек от
снобизма европейских интеллектуалов, считающих обывателей
постиндустриального общества тупыми конформистами. На самом деле
апатия по отношению к политике, сексу и искусству является
признаком освобождения от ложных кумиров. Настоящая опасность
qbg`m` с тем, что созданное усилиями многочисленных специалистов
общество, в котором, кажется, больше нет никаких форм зла, на
самом деле очень неустойчиво и уязвимо. Не только внешняя угроза
может нарушить равновесие, внутри системы зарождаются новые
опасные вирусы, перед которыми бессильны люди, вскормленные
искусственной пищей. Это не медицинская, точнее, не только
медицинская проблема. Речь идет о том, что за фасадом лозунгов,
пацифизма, демократии, экологии, здоровья, нравственной чистоты,
бесконфликтной коммуникации скрываются реактивные формы зла. В
обществе ощущается явный дефицит сострадания. Автономные,
самодостаточные и самодовольные индивиды проявляют неожиданную
жестокость и даже тягу к убийству. Наконец, откуда и как возможен
в демократическом обществе расизм и терроризм, почему в
сбалансированных системах общества в экономике, технике,
компьютерных сетях происходят сбои, последствия которых
оказываются гораздо более значительными по сравнению с
естественными катастрофами? Не является ли тогда теория катастроф,
может быть, самым важным созданием современных специалистов? И не
должны ли гуманитарии дополнить эту системную модель новыми
"человеческими" параметрами? Обычно они учитываются как
субъективный фактор: опасные страсти и желания людей, нарушающие
функционирование отлаженных
[7]
машин. Но на самом деле опасность идет не столько от
"натуральных", сколько от искусственно культивированных желаний.
В "Забыть Фуко" Бодрийяр сначала, может быть, по причине
критического отношения к популярному философу приходит к
подозрению относительно сексуального освобождения. Отказ от
ограничений и запретов привел к тому, что все стало сексуальным, и
от этого секс как бы растворился и исчез. Энергия либидо, о
воспроизводстве которой очень заботился Фрейд (называвший свой
подход "топико-экономическим"), оказалась попусту растраченной и
перестала питать культуру. Позже, наблюдая изменение
антропологического вида и сексуальных ориентации у молодежи,
Бодрийяра осенило: мы стали транссексуалами, "полыми" или, точнее,
бесполыми людьми, занимающимися сексом исключительно знаково и
механически.
Может показаться, что транссексуальное, трансэстетическое и
трансполитическое - это благо. Люди перестали считать секс и
политику главными проблемами, освободились от "зова пола", от
власти идей и тирании вождей. Они лишились как полового, так и
государственного инстинкта. Родина, мать, жена, дети - все это
перестало быть чем-то, что раньше люди берегли и защищали преданно
и безрассудно.
Конечно, Бодрийяр несколько "сгущает краски", когда говорит о
нежизнеспособности постиндустриального общества.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69