Библиотека >> Воля к власти.
Скачать 55.08 Кбайт Воля к власти.
37 Развитие пессимизма в нигилизм. — Извращение ценностей. Схоластика ценностей. Отрешенные, идеалистические ценности вместо того, чтобы господствовать над действиями и руководить ими, обращаются с осуждением против действия. Противопоставления, занявшие место естественных ступеней и рангов. Ненависть к иерархизму. Противопоставления соответствуют эпохе господства черни, ибо они общедоступней. Отвергнутый мир противопоставляется искусственно воздвигнутому «истинному, ценному». — Наконец, делается открытие, из какого материала был построен «истинный мир»: и нам остается один только «отвергнутый» мир, и это высшее разочарование ставится ему в счет его негодности. Таким образом, налицо нигилизм: остались одни осуждающие оценки и ничего больше. Из этого вытекает проблема силы и слабости: 1) слабые гибнут от этого; 2) более сильные уничтожают то, что еще оставалось целым; 3) сильнейшие преодолевают осуждающие оценки. Все это вместе взятое и составляет трагическую эпоху. {16} 3. Нигилистическое движение как выражение декаданса 38 В последнее время много злоупотребляли случайным и во всех отношениях неподходящим словом: везде говорят о «пессимизме», идет борьба вокруг вопроса, на который должны найтись ответы, кто прав — пессимизм или оптимизм. Не было понято то, что, казалось, лежало как на ладони, а именно: что пессимизм не проблема, а симптом, — что это название следует заменить «нигилизмом», — что вопрос о том, что лучше, — бытие или небытие, сам по себе уже болезнь, признак падения, идиосинкразия. Нигилистическое движение есть лишь выражение физиологического декаданса. 39 Следует понять. Что всякого рода упадок и заболевание непрестанно принимали участие в работе создания общих оценок; что в получивших господство оценках декаданс достиг даже некоторого перевеса; что нам приходится бороться не только против реальных последствий всяческого современного ужаса вырождения, но что и весь дотоле проявившийся декаданс еще не сыграл своей роли, то есть продолжает жить. Подобное общее отклонение человечества от своих коренных инстинктов, подобный общий декаданс в деле установления ценностей есть вопрос par excellence, основная загадка, которую задает философу животное — «человек». 40 Понятие «декаданса». Отпадение отдельных частей, упадок, отброс — сами по себе еще не заслуживают осуждения: это необходимое следствие жизни, жизненного роста. Появление декаданса так же необходимо, как любое восхождение и поступательное движение в жизни: не в нашей власти устранить его. Разум хочет, напротив — чтобы за ним было признано его право. Позор для всех социалистических систематиков, что они думают, будто возможны условия и общественные группировки, при которых не будут больше расти пороки, болезни, преступления, проституция, нужда... Но ведь это значит осудить жизнь... Не в воле общества оставаться молодым. И даже в полном своем расцвете оно выделяет всякую нечистоту и отбросы. Чем решительнее и отважнее действует общество, тем богаче оно неудачами и неудачниками, тем ближе оно к своему падению... От старости не спасешься учреждениями. И от болезни также. И от порока. 41 Основной взгляд на существо декаданса: то, в чем доныне видели его причины, представляет его следствия. Это изменяет всю перспективу моральной проблемы. Вся этическая борьба против порока, роскоши, преступлений, даже против болезни, представляется наивностью, оказывается излишней: — нет «исправления» (против раскаяния). Сам декаданс не есть что-то, с чем нужно бороться: он абсолютно необходим и присущ всякому народу и всякой эпохе. С чем нужно всеми силами бороться — это с занесением заразы в здоровые части организма. {17} Делается ли это? Делается как раз противоположное. Гуманность об этом только и заботится. — В каком отношении к этому основному биологическому вопросу стоят нынешние высшие ценности? Философия, религия, искусство и т.д. (Средства лечения: напр., милитаризм, начиная с Наполеона, который в цивилизации видел своего естественного врага.) 42 Те, что доныне считалось причиною вырождения, есть следствие его. Но так же и то, что почиталось лекарством от вырождения, — только паллиатив против некоторых действий его: излечившиеся суть только особый тип выродившихся. Следствия декаданса: порок — порочность; болезнь — болезненность; преступление — преступность; целибат — бесплодие; истерия — ослабление воли; алкоголизм; пессимизм; анархизм; распутство (также и духовное); клеветники; люди, роющие подкопы; сомневающиеся во всем; разрушители. | ||
|