Библиотека >> Воля к власти.
Скачать 55.08 Кбайт Воля к власти.
Здоровье и болезнь не разнятся одно от другого по существу, как думают древние врачи и теперь еще некоторые современные практиканты. Не следует делать из них различные принципы и сущности, которые ссорились бы из-за живого организма и делали бы его местом своей борьбы. Это глупость и пустая болтовня, ни к чему не пригодные. Фактически между этими двумя родами существования есть только различие в степени: преувеличения, диспропорция, дисгармония в соотношениях нормальных феноменов и представляют болезненное состояние (Клод-Бернар). Поскольку «зло» может быть рассматриваемо как преувеличение, дисгармония, диспропорция, постольку «добро» может быть предохраняющей диетой против опасности впасть в преувеличение, дисгармонию и нарушение пропорций. Наследственная слабость как господствующее чувство: причина высших ценностей. NB. Слабости желают: почему? В большинстве случаев потому, что слабы в силу необходимости. — Ослабление как задача: ослабление желаний, ощущений радости и неудовольствия, воли к власти, к чувству гордости, к желанию иметь и иметь как можно больше; ослабление как смирение; ослабление как вера; ослабление как отвращение и стыд перед всем естественным; как отрицание жизни, как болезнь и обычная слабость... ослабление как отказ от мести, от сопротивления, от вражды и гнева. Неверный прием в лечении: стремятся победить слабость не посредством systeme fortifiant, но посредством какого-то оправдывания и морализирования: т.е. какого-то толкования... Смешение двух совершенно разных состояний: напр., спокойствия силы, которое в сущности есть воздержание от реакций (тип богов, которых ничто не трогает), и спокойствие истощения, — тупость, доходящая до анестезии. Все философско-аскетические приемы стремятся ко второму, но подразумевают в сущности первое, ибо они приписывают достигнутому состоянию такие свойства, как если бы было достигнуто божественное состояние. 48 Опаснейшее недоразумение. Существует понятие, которое, по видимому, не допускает смешения, двоякого толкования: это истощение. Оно может быть наследственно, и в том, и в другом случае оно меняет аспект вещей, ценность вещей... В противоположность тому, кто из обилия, которое он являет собою и сам ощущает, помимо воли своей отдается вещам, и видит их полнее, могущественнее, чреватее будущим, — тому, кто во всяком случае может дарить, — истощенный умаляет, загрязняет все, что он видит, — он роняет ценность: он вреден... Относительно этого, кажется, не может быть ошибки; между тем в истории мы видим тот ужасающий факт, что истощенных всегда смешивали с преисполненными жизнью, а преисполненных жизнью — с вреднейшими. Оскудевший жизнью, слабый, еще более обедняет жизнь: богатый жизнью, сильный, обогащает ее. Первый является паразитом ее, второй — одаряет ее... Как же тут возможно смешение?.. Когда истощенный выступал с видом высшей активности и энергии (в моменты, когда вырождение вызывало эксцесс духовного или нервного {20} раздражения), тогда его смешивали с богатым... Он возбуждал страх... Культ слабоумного совпадает всегда с культом богатого жизнью, могучего. Фанатик, одержимый, религиозный эпилептик, все эксцентричные воспринимались как высшие типы могущества, как боговдохновенные. Такого рода сила, которая возбуждает страх, почиталась по преимуществу божественной: здесь был источник авторитета, ее истолковывали как мудрость, в ней видели, искали мудрость... Из этого развилась, почти везде, воля к «обожествлению», т.е. к типичному вырождению духа, тела и нервов: попытка найти путь к высшему виду бытия. Довести себя до болезни — это значило стать сильнее, сверхчеловечнее, ужаснее, мудрее. Воображали себя, благодаря этому, настолько богатыми мощью, чтобы отдавать часть ее. Повсюду, где люди боготворили, они искали кого-нибудь, кто мог бы отдавать. В этом случае источником заблуждения является хорошо известное состояние опьянения. Это последнее в высшей степени увеличивает чувство мощи, а следовательно, рассуждая наивно, и самую мощь. На высшей ступени власти должен был стоять самый опьяненный, экстатик (есть две исходных точки опьянения: необычайная полнота жизни и состояние болезненного питания мозга). 49 Приобретенное, а не унаследованное истощение: 1) недостаточность питания, часто от неведения в этом вопросе, напр. у ученых; 2) преждевременное эротическое развитие: по преимуществу, бич французской молодежи, особенно парижан, вступающих из лицеев в жизнь уже развращенными и загрязненными и уже не могущих вырваться из цепи позорных склонностей, жалких и презренных в собственных своих глазах — невольников галеры при всей их утонченности ( — впрочем, в большинстве случаев это уже симптом расового и фамильного | ||
|