Библиотека >> Воля к власти.
Скачать 55.08 Кбайт Воля к власти.
В социалистических и позитивистских системах везде
задерживаются христианские оценки. Не достает критики христианской морали. 5 Нигилистические следствия современного естествознания (рядом с попыткой бегства в потустороннее). Как следствие занятия им — в конце концов саморазложение, поворот против себя, антинаучность. С Коперника человек катится от центра к Х. 6 Нигилистические следствия политического и экономического образа мыслей, где все «принципы» прямо могут быть отнесены к актерству: веяние посредственности, ничтожества, неискренности и т.д. Национализм. Анархизм и т.д. Наказание. Недостает искупляющего сословия и человека, оправдывателей. 7 Нигилистические выводы «истории» и «практических историков», т.е. романтиков. Положение искусства: абсолютная не оригинальность его положения в современном мире. Его помрачение. Так называемое олимпийство Гёте. 8 Искусство и приуготовление нигилизма: романтика (вагнеровское заключение Нибелунгов). I. Нигилизм 1. Нигилизм как следствие бывшего до сих пор в ходу толкования ценности бытия. 2 Что означает нигилизм? — То, что высшие ценности теряют свою ценность. Нет цели. Нет ответа на вопрос «зачем?». 3 Радикальный нигилизм есть убеждение в абсолютной несостоятельности мира по отношению к высшим из признаваемых ценностей; к этому присоединяется сознание, что мы не имеем ни малейшего права признать какую-либо потусторонность или существование вещи в себе, которое было бы «божественным», воплощенной моралью. Это сознание есть следствие взращенной «правдивости», следовательно само оно — результат веры в мораль. 4 Какие преимущества представляла христианская моральная гипотеза? 1) Она придавала человеку абсолютную ценность, в противоположность его малости и случайности в потоке становления и исчезновения; 2) она служила адвокатом Бога, оставляя за миром, несмотря на страдание и зло, характер совершенства, включая сюда и «свободу»: зло являлось полным смысла; 3) она полагала в человеке знание абсолютных ценностей и тем давала ему именно для важнейшего адекватное познание; {6} 4) она охраняла человека от презрения к себе, как к человеку, от восстания с его стороны на жизнь, от отчаяния в познании: она была средством сохранения. In summa: мораль была великим средством для противодействия практическому и теоретическому нигилизму. 5 Но среди тех сил, которые взрастила мораль, была правдивость: эта последняя, в конце концов, обращается против морали, открывает ее телеологию, ее корыстное рассмотрение вещей — и теперь постижение этой издавна вошедшей в плоть и кровь изолганности, от которой уже отчаивались отделаться, действует прямо как стимул. Мы констатируем теперь в себе потребности, насажденные догмой моральной интерпретации, потребности, представляющие нам теперь потребность в неправде; с другой стороны, это те самые потребности, с которыми, по-видимому, связана ценность, ради которой мы выносим жизнь. Это антагонизм — не ценить того, что мы познаем, и не быть более вправе ценить ту ложь, в которой мы хотели бы себя уверить, — вызывает процесс разложения. 6 Антиномия вот в чем: поскольку мы верим в мораль, мы осуждаем бытие. 7 Высшие ценности, в служении которым должна была бы состояться жизнь человека, в особенности тогда, когда они предъявляют к нему самые тяжелые и дорого обходящиеся требования, эти социальные ценности — дабы усилить их значение, как неких велений Божьих, — были воздвигнуты над человеком как «реальность», как «истинный» мир, как надежда и грядущий мир. Теперь, когда выясняется низменный источник этих ценностей, тем самым и вселенная представляется нам обесцененной, «бессмысленной»... но это только переходное состояние. 8 Нигилистический вывод (вера в отсутствие ценностей) как следствие моральной оценки эгоистическое ненавистно нам (даже при сознании возможности неэгоистического); — необходимость нам ненавистна (даже при сознании невозможности liberum arbitrium'а и «умопостигаемой свободы»). Мы видим, что не достигаем той сферы, в которую мы вложили свои ценности, но тем самым та другая сфера, в которой мы живем, еще ни мало не выиграла в ценности: напротив того, мы устали, ибо потеряли главное наше побуждение. «Доселе напрасно». 9 Пессимизм как форма, предшествующая нигилизму. 10 А. Пессимизм как сила — в чем? В энергии его логики, как анархизм и нигилизм, как аналитика. {7} Б. | ||
|