Библиотека >> Воля к власти.
Скачать 55.08 Кбайт Воля к власти.
Есть нечто в тысячу раз более важное, чем
вопрос о том, хорошо ли нам или плохо — таков основной инстинкт всех сильных натур — а отсюда и отношение к вопросу о том, хорошо ли или плохо другим. Одним словом, возможна некая цель, ради которой без колебания приносят человеческие жертвы, идут на все опасности, берут на себя все дурное, даже худшее: великая страсть. 2. Дальнейшие причины нигилизма 27 Причины нигилизма: 1) Нет высшего вида человека, т.е. того, неисчерпаемая плодотворность и мощь которого поддерживала бы в человечестве веру в человека. (Достаточно припомнить, чем мы обязаны Наполеону: почти всеми высшими надеждами этого столетия). 2) Низший вид («стадо», «масса», «общество») разучился скромности и раздувает свои потребности до размеров космических и метафизических ценностей. Этим вся жизнь вульгаризируется: поскольку властвует именно масса, она тиранизирует исключения, так что эти последние теряют веру в себя и становятся нигилистами. Все попытки измыслить более высокие типы потерпели неудачу («романтика»; художник, философ; против попытки Карлейля придать им высшие моральные ценности). Противоборство высшим типам как результат. Падение и ненадежность всех высших типов. Борьба против гения («народная поэзия» и т.д.). Сострадание к низшим и страждущим как масштаб величия души. Нет философа, толкователя дела, не только излагателя его в другой форме. 28 Неполный нигилизм, его формы: мы живем среди них. Попытки избегнуть нигилизма, не переоценивая бывших до сего времени в ходу ценностей; они приводят к обратному результату, обостряют проблему. 29 Способы одурманивать себя. — В глубине сердца не знать, где исход? Пустота. Попытка преодолеть это состояние опьянением: опьянение как музыка, опьянение как жестокость в трагическом самоуслаждении гибелью благороднейшего, опьянение как слепое и мечтательное увлечение отдельными личностями и эпохами (как ненависть и т.д.) — попытка работать, не задумываясь, как орудие науки; уметь находить себе ряд маленьких наслаждений, между прочим и в деле познания (скромность по отношению к самому себе); отказ от {13} обобщений, относящихся к самому себе, возвышающийся до некоторого пафоса; мистика, сладострастное наслаждение вечной пустотой; искусство «ради него самого» («le fait»), «чистое познание» как наркотики против отвращения к самому себе; кое-какая постоянная работа, какой-нибудь маленький глупый фанатизм; все средства вперемешку, болезнь, вызванная общей неумеренностью (распутство убивает удовольствие). 1) Слабость воли как результат. 2) Крайняя гордость и унижение от сознания своих мелких слабостей, ощущаемые благодаря контрасту. 30 Близится время, когда нам придется расплатиться за то, что целых два тысячелетия мы были христианами: мы потеряли устойчивость, которая давала нам возможность жить, — мы некоторое время не в силах сообразить, куда нам направиться. Мы стремглав бросаемся в самые противоположные оценки, с той степенью энергии, какую всегда возбуждала в человеке такая крайняя переоценка человека. Теперь все насквозь лживо, все — «слово», все спутано — или слабо, чрезмерно: а) делается попытка некоторого рода земного решения вопроса, но в том же смысле, — в смысле конечного торжества истины, любви, справедливости (социализм: «равенство личности»); b) равным образом делается попытка удержать моральный идеал (с предоставлением первого места неэгоистическому, самоотречению, отказу от воли); c) делается даже попытка удержать «потустороннее», хотя бы только как антилогический Х, но оно немедленно же истолковывается так, чтобы из него могло быть извлечено некоторого рода метафизическое утешение в старом стиле; d) пытаются вывести из совершающегося наличность божественного водительства в старом стиле, награждающего, карающего, воспитывающего, ведущего к лучшему порядку вещей; e) как и прежде верят в добро и зло: так что победа добра и уничтожение зла воспринимается как задача ( — это характерно для англичан: типичный случай — плоский ум Джона Стюарта Милля); f) презрение к «естественности», к вожделению, к ego; попытка понять даже высшую духовность и искусство как следствие отречения от своей личности и как desin teressement; g) церкви предоставляется право все еще вторгаться во все существенные переживания и главные моменты в жизни отдельного лица, чтобы дать им освящение, высший смысл: мы все еще имеем «христианское государство», «христианский брак». 31 Бывали более мыслящие и более растворенные мыслью времена, чем наше: как, например, то время, когда выступил Будда; тогда сам народ, после столетий старых споров между сектами, в конце концов столь же заблудился в ущельях философских мнений и учений, как некогда европейские народа в тонкостях религиозной догмы. | ||
|