Библиотека >> Воля к власти.
Скачать 55.08 Кбайт Воля к власти.
Каковы были бы мысли такого человека о вечном возвращении? 56 Периоды европейского нигилизма Период неясности: всевозможные попытки сохранить старое, не упуская вместе с тем нового. Период ясности: окончательно понято, что старое и новое в основе противоположны друг другу, ибо старые ценности порождены исходящей жизнью, а новые — восходящей, что все старые идеалы суть идеалы враждебной жизни (т.е. вызванные декадансом и сами обусловливающие его, хотя и разряженные в пышный праздничный убор морали). Мы понимаем старое и далеко недостаточно сильны для нового. Период трех великих аффектов: презрения, сострадания и разрушения. Период катастрофы: распространение учения, которое просеивает людей, учения... побуждающего слабых к решимости, а также и сильных. II. К истории европейского нигилизма А) Современное омрачение 57 Друзья мои, нам туго приходилось, когда мы были молоды: мы страдали от самой молодости, как от тяжелой болезни. В этом виновато время, в которое мы заброшены — время большого внутреннего упадка и распадения, которое всеми своими слабостями и даже лучшей своей силой противоборствует духу молодости. Распадение, следовательно неопределенность, свойственны этому времени: нет ничего, что бы стояло на ногах крепко, с суровой верой в себя: живут для завтрашнего дня, ибо послезавтра сомнительно. Все на вашем пути скользко и опасно, и при этом лед, который нас еще держит, стал таким тонким; мы все чувствуем теплое и грозящее дыхание оттепели — там, где мы еще ступаем, скоро нельзя будет проходить никому! 58 Если это не столетие упадка и постепенно убывающей жизненной силы, то это по меньшей мере столетие необдуманных и произвольных {26} попыток; и весьма вероятно, что от чрезмерного числа неудачных опытов получится некоторое общее впечатление как бы упадка; а, может быть, и на самом деле это — упадок. 59 К истории современного омрачения. Государственные кочевники (чиновники и т.д.): нет «родины». Падение семьи. «Хороший человек» как симптом изнеможения. Справедливость как воля к власти (воспитание). Половая похотливость и невроз. Черная музыка: — куда девалась настоящая музыка? Анархист. Презрение к людям, отвращение. Глубочайшее различение: имеет ли творческий характер голод как преизбыток? Первый создает идеалы романтики. — Северная неестественность. Потребность в Alcoholica; «нужда» рабочего сословия. Философский нигилизм. 60 Медленное выступление вперед и подъем средних и низших состояний и сословий (в том числе низших форм духа и тела), которое уже в значительной мере было подготовлено французской революцией, но которое и без революции не замедлило бы проложить себе дорогу, — в целом приводит, таким образом, к перевесу стада над всеми пастухами и вожатыми. 1. Омрачение духа (совместное существование стоической и фривольной видимости счастья, свойственной благородным культурам, встречается все реже, многие страдания становятся заметными и высказываются там, где прежде их переносили и скрывали); 2. моральное лицемерие (способ выдвинуться своей моралью, но путем проявления стадных добродетелей: сострадания, заботливости о других, умеренности, а не тех, которые признаются и ценятся вне стадности); 3. действительное сострадание и сорадование в больших размерах (радость близкого общения с большим числом себе подобных, свойственное всем стадным животным — «чувство общественности», «отечество», — словом, все то, при чем не принимается в соображение индивид. 61 Наше время с его стремлением как-нибудь помочь случайным нуждам, предупредить их и вообще своевременно устранить неприятные возможности, есть время бедных. Наши «богатые» — вот самые бедные! Коренная цель всякого богатства забыта! 62 Критика современного человека. — «Человек добр, но только испорчен и соблазнен дурными установлениями (тиранами и попами); разум как авторитет; история как преодоление ошибок; будущее как прогресс; христианское государство («Господь сил»); христианское отношение полов (или брак); царство «справедливости» (культ «человечества»); «свобода». {27} Романтическая поза современного человека: — благородный человек (Байрон, Виктор Гюго, Жорж Санд); — благородное негодование; — освящение страстью (как подлинною «природою»); — защита угнетенных и обездоленных как девиз историков и романистов; — стоики долга; — «самоотречение» как искусство и познание; — альтруизм как наиболее изолгавшаяся форма эгоизма (утилитаризм), сентиментальный эгоизм. Это все — восемнадцатый век. | ||
|