Библиотека >> Воля к власти.
Скачать 55.08 Кбайт Воля к власти.
77 Наибольшее отвращение возбуждали во мне до сих пор лизоблюды духа; их можно уже теперь найти в нашей нездоровой Европе повсюду, и что их особенно отличает — это полнейшая чистота их совести. Они, пожалуй, немного мрачны, немного air pessimiste, но главным образом прожорливы, грязни, марки, вкрадчивы, пролазы, вороваты, паршивы — и невинны, как все маленькие грешники и микробы. Они живут за счет умных и остроумных людей, полной пригоршней бросающих людям свой ум и свое остроумие; они знают, что богатым духом по существу их свойственно беззаботно, пренебрегая мелочной осторожностью, день за день и даже расточительно отдавать себя и свое. — Ибо дух плохой домохозяин, и сам не замечает, как все живет и питается за его счет. {31} 78 Комедиантство Пестрота красок в современном человечестве и ее привлекательность. По существу игра в прятки и пресыщение. Литератор. Политик (в «в национальном шарлатанстве»). Комедиантство в искусствах: Недостаток в основательной научной подготовке и дисциплине (Фромантен); Романтики (недостаток философии и науки и избыток литературы); Романисты (Вальтер Скотт, но также и чудовища — Нибелунги с наинервнейшей музыкой); Лирики. «Научность». Виртуозы (евреи). Народные идеалы, как превзойденные и замененные, но еще не в глазах народа: святой, мудрец, пророк. 79 Недисциплинированность современного духа под всевозможными моральными уборами. — Пышные наименования: терпимость (а в сущности неспособность сказать «да» или «нет»); le largeur de sympathie (=на треть — равнодушие, на треть — любопытство, на треть — болезненная возбудимость); «объективность» (=недостаток личности, недостаток воли, неспособность к «любви»); свобода по отношению к правилам (романтика); «истина» в противовес лжи и подделке (натурализм); «научность» («le document humain»: в переводе — лубочный роман и суммирование, сводка вместо компановки); «страсть», где в действительности беспорядочность и безмерность; «глубина», где в действительности путаница и сумятица символов. 80 К критике великих слов. — Я исполнен подозрения и злобы к тому, что называют «идеалом»: мой пессимизм в том, что я постиг, насколько «высшие чувства» суть источники бедствия, т.е. умаления и обесценения человека. Ожидая от идеала какого-нибудь «прогресса», неизменно впадают в заблуждение: до сих пор победа идеала всякий раз была движением вспять. Христианство, революция, отмена рабства, равенство прав, филантропия, миролюбие, справедливость, истина: все эти великие слова имеют цену лишь в борьбе, как знамена — не как реальности, а как пышные наименования для чего то совсем иного (даже противоположного!). 81 Известен тот сорт людей, который влюблен в изречение tout comprendre c'est tout pardonner. Это — слабые, это прежде всего — разочарованные: если во всем можно найти чего-либо, подлежащее прощению, то, следовательно, и во всем есть нечто, достойное презрения! Это — философия разочарования кутается здесь столь туманно в сострадание и так умильно смотрит. {32} Это — романтики, вера которых улетучилась, и вот им хочется теперь по крайней мере полюбоваться со стороны на то, как все бежит и исчезает. Они называют это l'art pour l'art, «объективностью» и т.д. 82 Главные симптомы пессимизма: — les diners schez Маgny; русский пессимизм (Толстой, Достоевский); эстетический пессимизм, l'art pour l'art, «description» (романтический и антиромантический пессимизм); гносеологический пессимизм (Шопенгауэр, феноменализм); анархический пессимизм; «религия сострадания», предварение буддизма; культурный пессимизм (экзотизм, космополитизм); этический пессимизм; я сам. 83 «Без христианской веры, думал Паскаль, вы сами в своих глазах, так же как и природа и история, будете — un monstre et ur cnaos». Это пророчество исполнилось на нас, после того, как малодушно- оптимистическое восемнадцатое столетие прикрасило и рационализировало человека. Шопенгауэр и Паскаль. — В одном важном смысле Шопенгауэр первый продолжил дело Паскаля: un monstre et ur chaos, следовательно, нечто, подлежащее отрицанию... История, природа, и сам человек! «Наша неспособность познать истину есть следствие нашей испорченности, нашего нравственного падения» — так говорит Паскаль. И то же, в сущности, говорил Шопенгауэр. «Чем глубже извращение разума, тем необходимее учение об искуплении» — или, выражаясь по шопенгауэровски, — отрицание бытия. 84 Шопенгауэр как подделка (дореволюционное состояние): сострадание, чувственность, искусство, слабость воли, католицизм даже наиболее духовных порывов — это au fond подлинный восемнадцатый век. | ||
|