Библиотека >> Воля к власти.

Скачать 55.08 Кбайт
Воля к власти.

«Воспитание»?
d) равным образом в истории: фатализм, дарвинизм; последние
попытки истолковать ее с помощью понятий разума и божественности
потерпели неудачу. Сентиментальность по отношению к прошлому;
биография представляется чем-то нестерпимым! (Феноменализм и здесь:
характер как маска; событий нет.)
е) равным образом в искусстве: романтика и реакция против нее
(отвращение к романтическим идеалам и лжи). Последняя — моральна,
как чувство большей правды, но пессимистична. Чистые «артисты»
(равнодушны к содержанию). (Психология исповедален и пуританская
психология, — две формы психологической романтики; ее прямая
противоположность — попытка чисто артистически отнестись с
«человеку», но и тут еще нет решимости на установление обратной
оценки!)

70

Против учения о влиянии среды и внешних причин: — внутренняя
сила бесконечно важнее; многое, что представляется влиянием извне, в
сущности есть только приспособление этой внутренней силы к
окружающему. Совершенно тождественные среды могут получить прямо
противоположное толкование и быть использованы в противоположном
смысле: фактов не существует. Гений не может быть объяснен из
подобных условий возникновения.

71

«Современность», изображенная в образе питания и усвоения пищи.
Чувствительность несказанно обострена (под моралистическими
прикрасами: увеличение сострадания); количество разрозненных
впечатлений больше чем когда либо: космополитизм языков, литератур,
газет, форм, вкусов, даже пейзажа. Темп этого потока — prestissimo;
впечатления смывают одно другое; инстинктивно остерегаешься
воспринимать что-либо, воспринимать глубоко, «переваривать» —
отсюда как результат ослабление пищеварительной силы. Происходит
известного рода приспособление к этому перегружению впечатлениями:
человек отлучается от активности — все сводится к реагированию на
внешние раздражения. Он расходует свою силу частью на усвоение,
частью на самооборону, частью на борьбу. Глубокое ослабление
самопроизвольности: историк, критик, аналитик, толкователь,
наблюдатель, коллекционер, читатель — все «реактивные» таланты; все
— наука).
Искусственное уподобление своей природы «зеркалу»: есть интересы,
но только не проникающие далее эпидермы; принципиальная
холодность, уравновешенность, строго поддерживаемая низкая
температура непосредственно под топким верхним слоем, на котором
есть тепло, движение, «буря», игра волн.
Противоположность между внешней подвижностью и некоторым
отяжелением и утомлением в глубине.

72

Куда можно отнести наш современный мир: к эпохам истощения или
эпохам наслаждения? — Его многообразие и беспокойность
обусловлены высшей формой сознательности.
{30}
73

Переутомление, любопытство и сочувствие — наши современные
пороки.

74

К характеристике «современности». — Пышный расцвет
промежуточных форм; убыль типов; разрыв с традицией, со школами;
господство инстинктов (подготовление высокой философской оценкой
бессознательного), последовавшее за ослаблением силы воли, —
волнение целей и средств...

75

Дельному ремесленнику и ученому приличествует гордиться своим
искусством и со скромным довольством взирать на жизнь. С другой
стороны, нет зрелища печальнее, чем то, когда какой-нибудь сапожник
или школьный учитель со страдальческим видом дает понять, что он,
собственно, рожден для чего-то высшего. Нет вообще чего-либо
лучшего, чем хорошего. А это последнее в том и заключается, чтобы
быть в чем-нибудь дельным и соответственно тому творить, — virtu в
смысле Итальянского ренессанса.
В настоящее время, когда государство отрастило себе бессмысленно
толстый живот, появились во всех полях деятельности и во всех
специальностях, кроме действительных работников, еще
«представители», как то: помимо ученых еще литераторы, помимо
страждущих слоев народа еще болтающие и хвастливые бездельники,
считающие себя «представителями» этого страдания, не говоря уже о
профессиональных политиках, которые благодушествуют и при помощи
крепких легких «представительствуют» перед каким-либо парламентом
общественные нужды. Наша современная жизнь стала страшно дорога
ввиду массы посредников; между тем в античном городе, а как
отголосок древности и во многих городах Испании и Италии, каждый
выступал за себя и не дал бы даже ломаного гроша за такого
современного представителя и посредника.

76

Преобладание мелочного торговца и посредника — даже в сфере
наиболее духовного: литератор, «представитель», историк (спаивающий
прошлое с настоящим), экзотик и космополит; посредники между
естественными науками и философией, полутеологи.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28