Библиотека >> Воля к власти.
Скачать 55.08 Кбайт Воля к власти.
..
50 Теория истощения. Порок, душевные больные (ср. артистов...), преступники, анархисты — все это не угнетенные классы, но отбросы всех классов бывшего до сих пор общества... Усмотрев, что все наши сословия и состояния проникнуты этими элементами, мы поняли, что современное общество — не «общество», не «тело», но больной конгломерат чандалы — общество, утратившее силу извергать из себя вредные ему элементы. Насколько от совместной жизни в течение долгих столетий болезненность проникает все глубже: современная добродетель современная духовность как формы болезни наша наука {21} 51 Состояние испорченности. Понять взаимную связь всех форм испорченности; к при этом не забыть христианской испорченности (Паскаль как тип); равным образом социалистически-коммунистической испорченности (она следствие христианской; с естественнонаучной точки зрения высшая концепция общества у социалистов представляется низшей в иерархии обществ); испорченность «потусторонности», как будто кроме действительного мира, мира становления, есть еще мир сущего. Здесь не должно быть никакого соглашения: здесь надо вычищать, уничтожать, вести войну — нужно еще поизвлечь отовсюду христиански- нигилистический масштаб оценки и бороться с ним под всякой маской; так например: из теперешней социологии, из теперешней музыки, из теперешнего пессимизма (все формы христианского идеала ценности). Либо то, либо другое истинно; быть истинным значит в данном случае способствовать повышению типа «человек». Священники, пастыри душ как негодные, недостойные формы существования. Все воспитание до сих пор беспомощно, неустойчиво, лишено надлежащей опоры и веса, носит на себе следы противоречия ценностей. 52 Не природа безнравственна, когда она без сострадания относится к дегенератам: наоборот, рост физиологического и морального зла в человеческом роде есть следствие болезненной и противоестественной морали. Чувствительность большинства людей болезненна и неестественна. От чего зависит, что человечество испорчено в моральном и физиологическом отношении? — Тело гибнет, когда поражен какой-либо орган. Право альтруизма нельзя сводить на физиологию; столь же мало можно это делать и по отношению к праву на помощь, на одинаковую участь: это все премии для дегенератов и убогих. Нет солидарности в обществе, где имеются неплодотворные, непродуктивные и разрушительные элементы, которые к тому же дадут еще более выродившееся, чем они сами, потомство. 53 Существует глубокое и совершенно неосознанное влияние декаданса даже на идеалы науки: вся наша социология служит доказательством этого положения. Ей можно поставить в упрек, что она знакома по опыту только с формой упадочного общества и неизбежно осуждена принимать свои собственные упадочные инстинкты за норму социологического суждения. Клонящаяся к упадку жизнь современной Европы формулирует в них свои собственные идеалы: и все они разительно похожи на идеалы старых, отживших рас. Поэтому стадный инстинкт, завоевавший теперь верховенство, представляет нечто в корне отличное от инстинкта аристократического общества: от ценности единиц зависит то или другое значение суммы... Вся наша социология не знает другого инстинкта, кроме инстинкта стада, т.е. суммированных нулей, где каждый нуль имеет «одинаковые права», где считается добродетелью быть нулем... Оценка, с которой в настоящее время подходят к различным формам общества, во всех отношениях сходна с той, по которой миру придается {22} большая ценность, чем войне, но это суждение антибиологично, оно само порождение декаданса жизни... Жизнь есть результат войны, само общество средство для войны... Господин Герберт Спенсер как биолог, декадент, таковым же он является и как моралист (он видит в победе альтруизма нечто желательное!!!). 54 Мне посчастливилось после целых тысячелетий заблуждений и путаницы снова найти дорогу, ведущую к некоторому «да» и к некоторому «нет». Я учу говорить «нет» всему, что ослабляет, что истощает... Я учу говорить «да» всему, что усиливает, что накопляет силы, что оправдывает чувство силы. | ||
|