Библиотека >> История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков
Скачать 472.16 Кбайт История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков
Хотя этот герой, "ликом и станом подобный богам" (I 589, Брюс), начинает свой рассказ на пиру у Дидоны скорее с легкой грустью и печалью о прошлом (II 12), на самом деле ему свойственны решительно все экстатические аффекты, которые мы выше отмечали в отношении других героев.
Во время бури его члены слабеют от холода, он стонет, воздевает руки к светилам и вопит (I 92). И хотя он подчинился своей судьбе ("fata", 382), он убивается, когда попадает в тяжелое положение, считая себя безвестным, нищим, изгнанным из Азии и Европы (384-385) и жесточайшим образом упрекая свою мать – Венеру (407-410). При виде спасшихся после бури он "оцепенел" ("obstipuit", 513). При виде умерщвленного Приама Энея объемлет "ужасный страх" ("saevos horror"), и он сам про себя говорит: "я обомлел" ("obstipui", II 559-560). Ему сладостно наполнять душу мстительным пламенем, и он бросается вперед "с яростным духом" ("furiata mente", 588). Во время взятия Трои какое-то враждебное ему божество "страхом затмевает его трепетный ум" ("hie mini nescio quod trepido male numen amicum confusam eripuit mentem", 735-736). После мнимой гибели своей супруги он в "безумии" ("amens") обвиняет всех богов и людей (745), кричит и без конца мечется по домам города (770-771), а когда видит ее призрак, опять цепенеет ("obstipui"), волосы на голове у него поднимаются, а голос замирает в гортани (774). На могиле Полидора леденящий ужас потрясает Энея, и его похолодевшая кровь застывает в жилах (III 29-30). Здесь снова повторяются те же выражения, что и раньше, о его оцепенении, волосах и гортани (48). Когда с ним говорят боги, он "потрясен" ("attonitus", 172) и его покрывает "холодный пот" ("gelidus sudor", 175). С Андромахой и другими он говорит плача (492). После сообщения Меркурия Эней "онемел, обезумев" ("obimituit amens"; см. уже знакомые нам выражения о волосах и гортани, IV 279-280), он "потрясен" ("attonitus", 282). Выслушав упреки Дидоны, он тяжко вздыхает, "потрясенный" ("labefactus") ее любовью (395). Во сне он является Дидоне "диким" ("feras", 466), а после видения Меркурия он "испуган" ("exterritus", 571). При виде змея он опять "остолбенел" ("obstipuit", V 90), а во время пожара на его кораблях он "потрясен жестоким несчастьем" ("casu concussus acerbo", 700, Брюс). Наставительные слова старца Навта "воспламеняют" ("incensus", 719) Энея. После гибели своего кормчего Палинура он "горько стенает" ("multa gemens", XII 886), "потрясенный в душе" ("animum concussus") гибелью друга (V 869). После повеления Сибиллы относительно жертв по костям Энея пробегает "ледяной ужас" (VI 54-54-5). Мисена оплакивают все троянцы, но "больше всех" ("praecipue", VI 176) Эней. Эней, входящий в Аид, "изумлен", "объят волненьем" ("miratus... motusque tumultu", 317), а потом возмущается "неправой судьбой" ("sortemque iniquam") наказанных в Аиде (331-31-32). Следовательно, он не такое уж смиренное орудие судьбы. Аполлона он считает обманщиком по случаю гибели Палинура (344). Жрица Амфрисия предлагает ему в Аиде не волноваться (399), после чего у него "осело волнение гневное в сердце" ("timida ex ira tum corda residunt", 407, Брюс). Встретив в Аиде Дидону, он плачет (455), а когда она от него удаляется, скорбит о ней, потрясенный жестокой судьбой, и опять плачет (475-476). При виде троянских героев в Аиде он стонет (483). При виде подземного города с Тизифоной Эней замирает, испуганный "грохотом", сопровождающим казни грешников (559). При виде Анхиса он опять-таки обливается слезами (699). При виде подземной реки Леты и множества умерших он "ужасается" ("horrescit", 710). После пророчеств Анхиса дух Энея "воспламеняется... любовью к славе грядущей" ("incenditque animum famae venientis amore", 889, Брюс). Таким образом, этот избранный богами и судьбой герой, величественно изображенный предок римских царей и императоров, прославленный основатель Римской империи то и дело плачет, стонет, пугается, ужасается, то и дело у него холодеют члены, поднимаются от ужаса волосы и хрипнет голос, то и дело он волнуется, столбенеет и цепенеет и даже бывает непочтителен к богам. Однако все эти аффекты еще более усугубляются, когда речь заходит о непосредственном участии Энея в боях. Мрачная война глубоко терзает его сердце (VIII 29, ср. 522). Но когда он сражается (544), он и "пылающий" ("ardens", X 514), и "свирепеет" ("furit", 545) против врагов, и "свирепствует" ("desaevit", 565-569) на равнине подобно Эгеону, и "дышит яростью" ("dira fremens", 573), и "ярится" ("furens," 603 и сл.), словно бурный поток или черный вихрь ("torrentis aquae vel turbinis", 603 и сл.). "Веселящийся" при виде крови Тиррена, "кипящий" ("fervidus", 787-788), он "бушует" ("furit", 802); от упорства Лавза "у вождя дарданского ярость выше восходит" ("saeve iamque altius irae Dardanio surgunt duetori", 813-814). О погибшем Палланте он говорит со слезами (XI 29, 41, 59, ср. 95-96). Турн называет Энея "нечестивым" ("improbus", 512) и "свирепым" ("saevus", 910). В столкновении с Турном он "возбуждает в себе гнев" ("se suscitвt ira", XII 108); он "жаден до битвы" ("avidus pugnae", 430). Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
| ||
|