Библиотека >> История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков
Скачать 472.16 Кбайт История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков
Если мы после всего этого скажем, что Дидона – это, безусловно, истерическая натура, мы едва ли ошибемся. Истерия и космизм сливаются здесь воедино. Другими словами, структура художественного образа Дидоны вся пронизана хтонической ритмикой.
б) Нис и Эвриал погибают от чрезмерной любви друг к другу и от чрезмерной любви к своей родине. Стихи поэмы, посвященные этим героям, насыщены картинами кровавых убийств. Однако изображаемый здесь воинский пыл тоже пронизан одной роковой антиномией. Эту последнюю очень удачно формулирует Нис, который сомневается, боги ли разжигают в их душах пламя или эта страсть становится каждому богом (IX 184-185 ср. особенно слова "an sua cuique deus fit dira cupido?"). В конце концов оказывается, что оба героя гибнут именно потому, что обожествляют свою собственную страсть ("cupido"). Эвриал говорит, что он никогда не будет обвинен в измене своим дерзаниям независимо от благоприятной или неблагоприятной судьбы ("fortuna", 281-282). Значит, Эвриал тоже считает свое поведение не зависящим от судьбы. Нис охарактеризован словом "пылкий" ("ardens", 198), а об Эвриале, выслушавшем предложение Ниса о внезапном нападении на рутулов, говорится: "остолбенел, потрясенный великой любовью к славе" ("obstipuit magno laudum percussus amore", 197). Иул принимает их на военном совете, "трепетных" ("trepidos", 233). Оба они непреклонны духом и сердцем (249-250), что у престарелого Алета даже вызывает умиленные слезы (252). Описания ранений и убийств, которые они совершают, поражают своим кровавым натурализмом (324-341, см. тут же сравнение Ниса с голодным львом, бушующим среди полной овчарни). Эвриал – "разъяренный" ("fervidus"), а его пьяный враг изрыгает "пурпурную" душу и, умирая, блюет кровью и вином (342-350). Когда же Эвриал был захвачен противниками, то Нис, проявляя чудеса храбрости, поражает одного своего противника копьем в спину и пронзает ему сердце, а другому пронзает оба виска, и его копье застревает в мозгу противника (412-419). В ответ на это один рутул, "дикий, ярится" ("saevit atrox", 420), "пылая" ("ardens", 421), и поражает Эвриала мечом в ребро, покрывая его белое тело кровью (431-434), хотя Нис, обезумевший от страха, восклицает перед этим о полной невиновности Эвриала и о том, что Эвриал произвел эту вылазку только из-за чрезмерной любви к своему другу ("nimium dilexit amоcum", 430). При этом поникшая голова Эвриала сравнивается с пурпурным цветком, срезанным сохой, или с маком, отягченным дождевой влагой (435-437). Нис тут же погибает, падая на труп своего бездыханного друга (444-44-45). По поводу героической смерти обоих героев Вергилий не дает той космической концовки, которой он завершил свое изображение смерти Дидоны. Однако и здесь подчеркивается по крайней мере значение этого события в римской истории, причем оба они у него "счастливы", буквально "почтены судьбой" ("fortunati", 446-46-49). Ужас происшествия подчеркивается указанием на то, что рутулы подняли головы Ниса и Эвриала на копья и эти головы источали из себя черный гной ("оrа... atroque fluentia tabo", 465-472), а также аффективно-безумной реакцией матери Эвриала и такой же реакцией всех окружающих (473-502): город – "испуганный" ("pavida", 473); кости у матери Эвриала внезапно холодеют ("subitus miserae calor ossa teriquit", 475), волосы растрепаны, она вопит, как "безумная" ("amens", 477-478), своими стонами "наполняет небо" (480). Ее плач "потрясает все души" ("coneussi animi", 498); всех охватывает "уныние" ("maestus"), силы всех слабеют (498-499); ее, "разжигающую скорбь" ("incendentem luctus"), несут под кровлю дома, а Иул при этом рыдает (500-502). Таким образом, вся художественная концепция Ниса и Эвриала опять построена по моделям безумной страсти, слепо идущей напролом против врага, так что сама эта страсть становится каким-то богом. Антиномия и синтез крайнего универсализма и крайнего индивидуализма, включая предельное напряжение субъективных страстей, налицо и здесь. Истеричны герои, истерично и их окружение. Везде тут убийства, кровь, безумие, исступление, похолодание членов, рыдание, цепенение, вопли, стоны, крики. Но везде тут и мировая слава Рима, для которой эта истерия оказывается значимой. Другими словами, и эти образы построены исключительно при помощи хтонической ритмики. в) Мезенций и Лавз тоже гибнут от своих аффектированных страстей, которые на этот раз состоят в любви сына к отцу и отца к сыну. При виде раненого отца Лавз тяжко вздыхает и проливает обильные слезы (X 789-790). А когда Эней готов умертвить Мезенция, то Лавз защищает его щитом и дает ему возможность уйти (796-800). Разъяренный ("furit", 802) Эней обращается с гневной речью и угрозами к Лавзу, упрекая его, между прочим, в том, что тот не замечает близкой опасности, действует свыше своих сил ("moriture mis maioraque viribus audes", 811) и, потеряв всякую осторожность, лишается разума от любви к отцу ("fallit te incautum pietas tua", 812). Угрозы Энея не смущают Лавза, наоборот, от своей сыновней любви он "ликует, обезумев" ("exultat demens", 812-813). Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
| ||
|